"Современные юродивые".

Jun 19, 2013 08:31

Что есть современное (или актуальное) искусство? А искусство ли это вообще?... или Что есть поведение человека? У любого действия есть мотивация. Когда мотивы и предпосылки становятся известны, то повлекшее их действие для очевидца из "умунепостижимого" переходит в разряд закономерного, даже адекватного. Это в равной степени касается и "антиобщественных" выступлений, и приватных бытовых сцен... Можно с виду быть зажатеньким, порядочным, практически идеальным для социальной машины человечком, а можно своими поступками делать так, "чтобы кровь в человечцех не застывала, чтобы взбудоражить их, так склонных к косности, чтобы показать им альтернативу - вот, можно и так, граждане, смотрите, не все окончательно у вас".

Оригинал взят здесь.

Александр Бренер, но другой. Искусство как скандал. И наоборот




В современном искусстве есть разные жанры: объект, инсталляция, инвайронмент, перформанс и т.д. Александр Бренер работает в жанре скандала, где проявил себя выдающимся мастером
Автор: Вадим Кругликов (Андрей Корсаков)

Хотя, конечно, изобрел этот достойный формат творческой деятельности не Бренер. Были до него и футуристы, и дадаисты, в том числе и в отечественной традиции. Но у них скандал был частью их искусства, пусть и важной. Бренер же сделал скандал главным содержанием искусства, освободив его от всего ненужного и мешающего воспринимать этот бодрый жанр в его чистоте. Причем, освободив настолько, что непытливый созерцатель, не склонный погружаться в глубины или, скажем, воспарять к высотам смыслов современного искусства, в скандалах Бренера одни скандалы и видит. А это взгляд неправильный, поверхностный. Каждый бренеровский скандал, как ему и положено, имеет повод, а с ним - и смысл.



Разберем конкретный пример. Возьмем самую, наверное, известную акцию Бренера - в амстердамском Стеделийк-музее в 1997 году. Бренер провел ее так - под видом банального посетителя выдвинулся в зал, где висели работы Малевича. Там он подошел к картине «Супрематизм. Белый крест на сером фоне» (страховая стоимость - 10 млн тех  еще долларов) и слегка испоганил ее, изобразив на ней спреем знак доллара. И никуда не убежал.



Скандал? А как же! Большинство кинулось обвинять Бренера в вандализме или в желании попиариться в стиле Герострата. Между тем никакого вандализма он в виду не имел, а пиариться ему нужды не было - он и так уже был звездой в современном искусстве. Известность же за его пределами его не волновала.

Бренер своим неоднозначным жестом однозначно выступил против безудержной коммерциализации искусства. Это когда произведения искусства превращаются исключительно в эквиваленты различных сумм денег. Когда качество произведений оценивается по их цене, когда они приобретаются с целью вложения средств или в надежде на рост их стоимости. Когда художник думает прежде всего о том, за сколько уйдет его работа, а не о том, что он в нее вкладывает. Одним словом, Бренер в этот скандал заложил вполне вечную идею о бессребреничестве.

К Малевичу же Бренер никаких претензий не имел. Он выбрал его потому, что сам Малевич был бессребреником и думал лишь о своем искусстве. Теперь же его работы превратились в столь ненавистные Бренеру арт-коммерческие объекты. И, скажите мне, где тут просто скандал, где тут желание попиарится и где тут вандализм?

Да, по поводу вандализма. Реставрация «Супрематизма» стоила около 10 тысяч долларов, и была проведена успешно. Ведь не битумом Бренер мазал шедевр, он выбрал вполне невинную, легко удаляемую краску. Не зверь же он, в конце концов.

И чем же ответил Бренеру мир на его страстный призыв? Он припаял ему пять месяцев тюряги, плюс пять месяцев условно, плюс двухлетний запрет на посещение Стеделийк-музея, что уже совсем непереносимо. А еще - потребовал выплатить потраченные на реставрацию доллары!

Об этом голланском узилище, в котором пять месяцев должен был гнить за свои убеждения художник-радикал, было известно следующее. Где-то за полгода до этих событий заключенные подняли там бунт, потому что в их рационе не хватало фруктов. Так что, по словам коллеги Бренера по contemporary art - Анатолия Осмоловского, Бренер просто на время решил для себя квартирный вопрос. Жить-то ему, в общем, было негде - все по съемным квартирам, а денег мало - он же бессребреник. К тому времени от него и жена ушла, которая хоть как-то поддерживала семейный бюджет работой в качестве продавщицы в фирменном одежном магазине.

Денег, которые нужно было выплатить за реставрацию, у Бренера, естественно, не было. Поэтому он написал из тюрьмы маляву и разослал ее в СМИ, которые опубликовали его с Малевичем произведение с просьбой перечислить авторский гонорар на счет музея. Чем это кончилось, я не знаю, но претензий у музея к Бренеру больше не было.

Пока он сидит, я расскажу о других проектах художника Бренера, и о его вкладе в отечественное и мировое актуальное искусство. Тут нужно сказать пару слов и о нем самом, поскольку так надо. Бренер - наш человек, в 1989 году уехал в Израиль, там совершил множество различный акций, а в 1993 году вернулся в Москву - тоже скандалить.

И одним из первых фирменных арт-бесчинств, произведенных им на родной земле, была акция «Свидание». Происходило все так. В глубокую снежную пору 1993-94 гг. Бренер назначил только что приехавшей из Израиля и давно не данной ему в ощущениях жене Людмиле свидание. Естественно, у памятника Пушкину. Как только она появилась, он тут же завалил ее на снег с целью пенетрации - ну, это просто у него так сказалось ощущение вновь обретенной любви.



Рядом была экскурсия каких-то провинциальных теток типа учительниц, в пуховых шапках, внимательно слушающих про Пушкина. Увидев перформанс, тетки стали злословить, плеваться и говорить, что это наркоманы, наверное. Тут же остановился автобус с японцами, которые восприняли акцию с энтузиазмом и тут же начали ее снимать. Бренер провозился с Людмилой минут пять и заявил, что ничего не получается, ибо он смущен. Тем все и кончилось. И, заметьте, никакой милиции. Эх, времена…

О чем это? О культуре, которая, при всех своих безусловных прелестях, ограничивает человека в проявлении простых, естественных и таких нормальных чувств. Ну, и в действиях, которые за этими чувствами вовсю следуют. Бренер про культуру много чего знает - сам из профессорской семьи. Хотя, на первый, очень простой, естественный и нормальный взгляд, этого не скажешь.

Красную площадь как главное сакральное место страны Бренер, при всей масштабности своих деяний, обойти, естественно, не мог. Поэтому он пришел на нее на следующий год с акцией «Первая перчатка».



Вот в таком виде он в течение минут пятнадцати шманался по Лобному месту и орал в сторону Кремля: «Ельцин, выходи!». По истечении означенного времени Бренера взяли. «Он играет только в теннис!», - сказал задержанный, садясь в правоохранительную машину.

Смысл акции - требование прямой демократии, в античном смысле, когда существует непосредственный контакт избранного функционера с теми, кто его избрал. Кстати, вы заметили, что было холодно, а Бренер - в одних трусах? Профессия радикального художника вообще хлопотна.

1 января 1996 года Бренер провел еще одну политическую акцию, у белорусского посольства. Поводом было вот что - в Польше проходил фестиваль аэростатов, и один из них случайно залетел в Беларусь. Белорусская ПВО его сбила, посчитав это шпионской вылазкой, два аэронавта погибли. Бренер честно ждал три дня - ни слов сожаления, ни извинений белорусская сторона из себя не выдавила, продолжая настаивать на шпионской версии. И тогда, потеряв терпение, Бренер пришел к посольству этой державы и стал бросать в него кетчуп - киношный заменитель крови.

Взяли его и избили быстро - рядом находилось милицейское отделение, где Бренер просидел сутки с лишним. Дело вырастало в очень политическое - отношения с Беларусью у России тогда, как и сейчас, простыми не были. Можно было Бренера принести в жертву этим отношениям. Короче, его нужно было спасать. И спасла, как говорят, коррупция.

Люди бают, что в дело резко вступила Людмила Бренер. Она назанимала денег, и кому-то их отдала. Говорят. А те, которым она эти деньги отдала, говорят, сымитировали побег Бренера из отделения. После чего он просто поехал в Шереметьево и улетел отсюда на хрен. Ну, скептики, теперь-то вы видите, что радикальные художники живут бурно, интересно, но трудно? И бабки тут ни при чем. Ну, в смысле жизненных ориентиров.

Беларусь же выставила Бренеру счет на несколько десятков тысяч долларов за пару разбитых окон. Ну, не Голландия, ладно. Конечно, стекла в Беларуси дороже Малевича в Нидерланском королевстве.

О Бренере можно долго рассказывать. Он много чего навытворял. Он прорывался в Министерство обороны, чтобы надеть на министра домашние тапочки. Он во время службы в Елоховском соборе в начале первой чеченской войны выбегал к алтарю с криком: «Чечня, Чечня!». Он имитировал акт непроизвольной дефекации в Пушкинском музее перед картиной Ван Гога «Красные виноградники в Арле» потому, что, как он говорил, обосрался от восхищения. Он мастурбировал на приеме у Лужкова. Он делал совершенно трогательную акцию, когда были установлены с десяток зеркал, и он передвигался от одного к другому с полуспущенными штанами, ограничивающими, естественно, его шаг, но обнажающими его член. Т.е. типа он крутой - член показывает, но, с другой стороны, эти сковывающие полуспущенные, так мешающие ходить штаны. И Бренер подшаркивал к зеркалу и дышал на него. Оставался след. Бренер переходил к следующему зеркалу и снова дышал. И так далее. Понятно, что когда он дышал на последнее зеркало, на первом подобный след уже исчезал по законам природоведения. И Бренер начинал все сначала. Ходил и дышал - радикал с голым фигом, еле передвигающийся из-за не до конца спущенных штанов, пытающийся оставить след на, в пределе, своем отражении. Не знаю, нужно ли объяснять, в чем тут смысл? Или это не про нас всех?

Пара ничего не значащих культурологических фраз про деятельность Бренера, который мыслит себя революционером и таковым является. Цитата из бренеровского сочинения «Что делать? 54 технологии культурного сопротивления отношениям власти в эпоху позднего капитализма» (он ведь еще и поэт):

Зарубите себе на носу: революция - это не пьяные грабежи.
Революция - это последовательное искоренение политической и поэтической лжи.

Так вот, в его революционаризме проглядывается старая добрая русская православная традиция, несмотря на его еврейское происхождение - юродство. Вторая строка из цитируемого текста плюс хотя бы описанная тут его деятельность - чем не то самое юродство?

Ведь, оно что такое? Ведь юродивые - юродство, кстати, второй в иерархии православной церкви подвиг после молчальничества - они чем занимались? Они совершали разные культурно неприемлимые поступки. Они публично обнажались, кидались в православных какашкой, матерились, побирались, валялись в грязи, хулиганили в церкви, т.е скандалили. Они это делали ради одного - чтобы кровь в человечцех не застывала, чтобы взбудоражить их, так склонных к косности, чтобы показать им альтернативу - вот, можно и так, граждане, смотрите, не все окончательно у вас. Юродивые упорно подвергали сомнению любую устоявшуюся истину и модель жизни. Дополнительная ценность юродства - такого же уникального русского явления, как и квас, которым, в отличие от последнего, патриоты не гордятся - в том, что занимались этим отнюдь не сумасшедшие или полные фрики. Это была совершенно осознанная деятельность. Ну, типа, как у Бренера.

Другие статьи этого автора о знаковых арт-персонах.

Андре Дерен. Самый первый авангардист на Земле
Анри Матисс. Авангардизм с человеческим лицом
(Просто удивительно, что художник с таким безмятежным творческим кредо стал одним из крупнейших мастеров искусства ХХ века. Он никогда не стремился быть радикальным, не сочинял отменяющих все предшествующие искусство манифестов, не совершал революций. Смешно сказать - за свою долгую жизнь Матисс не устроил ни одного публичного скандала! То есть никого не обматерил, никому не заехал в репу и даже ни разу не показал голую жопу. Как он при этом оставался уважаемым в авангардистской среде человеком - загадка. И ведь еще влиял на процесс и формировал среду.)
Пикассо. Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо
Марсель Дюшан. Гамбит для мирового искусства
Йозеф Бойс. Авангардизм как социально-политическое шаманство
Анри Руссо. Архаический авангардизм
Сальвадор Дали. Анамнез и диагноз мирового безумия
Энди Уорхол. Маркетинг как арт-стратегия
(- Конечно, ты можешь иметь плохие манеры, если знаешь, как ими пользоваться.
- Художник - это человек, создающий то, в чем у людей нет необходимости, но, по какой-то причине, как он считает, это следует им дать.
- Мне нравятся деньги на стенах. Например, вы собираетесь купить картину за 200 000 долларов. Я думаю, вам следует взять эти деньги, перевязать их в пачки и повесить на стену.)
Амедео Модильяни. Образцовая биография настоящего авангардиста
Пауль Клее. Детский музыкальный авангардизм
Джексон Поллок. Первая мировая арт-звезда из Америки
Марк Шагал. Хасидский авангардизм из Парижа
Ив Кляйн. Продавец воздуха
Фернан Леже. Неторопливая гуманизация метода
Георг Гросс. Политически ангажированный авангардизм
Отто Дикс. Беспощадный авангардизм отстраненного авангардиста
Жорж Руо. Лучший католический авагардист
Жан Дюбюффе. Авангардист, который мечтал стать дураком
(Мысль о сумасшествии как творческом методе не отпускала. Он начал пристально изучать работы душевнобольных. И, наконец, эта напряженная умственная деятельность выстрелила. Дюбюффе изобретает технику hautes pates - поднявшееся тесто.)
Джаспер Джонс. Авангардизм как зеркало унылой банальности
Хуан Миро. Наивный сюрреализм, рожденный в душе веселого каталонца, глядящей на мир как на свое продолжение

Джорджо де Кирико. Предтеча сюрреализма
Роберт Раушенберг. Титан Американского Искусства
Маурицио Каттелан. Художник, по которому в России тюрьма плачет
Джефф Кунс. Творец новой банальности
Макс Эрнст. Серый кардинал сюрреализма

Подлинная история Олега Кулика, который был человек-собака страшная (Характерный вопрос - а почему Кулик голый? Он эксгибиционист? Ответ - одетая собака - это неестественно)
Живая классика: Анатолий Осмоловский. Бунт против всех
Апология Авдея Тер-Оганяна. Самого ужасного современного российского художника
Виноградов & Дубосарский. Невыносимая радость бытия. Самая большая провокация в современном российском искусстве
Конкурс «Инновация-2010». В числе номинантов группа «Война» со скандальным проектом «Х* в плену у ФСБ»
Митьки помогут Чубайсу быть ближе к народу. Репортаж с выставки «Митьки и нанотехнологии»
Анемичное современное искусство из Нью-Йорка. Заметки с выставки в Центре современной культуры «Гараж»
Детская болезнь левизны в российском современном искусстве. Репортаж с выставки революционеров
«Синие носы». Трэш, дурь и видео. Актуальное искусство для чайников
Олег Мавромати. Больно, больно, больно!... а… хорошо…
Николай Полисский. Русский народный land art - это прикольно!
Нико Пиросманашвили. Сложно организованный примитив
Валерий Кошляков. Ностальгия
Павел Филонов. Самый неразгаданный художник русского авангарда
Михаил Ларионов. Муж Натальи Гончаровой

почитать, мифы и легенды, полезные ссылки, искусство, интересный человек

Previous post Next post
Up