Ready-made Марселя Дюшана.

Mar 11, 2013 23:53

Аукционную распродажу коллекции предметов искусства, созданной совместно Ивом Сен Лораном и Пьером Берже, в прессе окрестили "продажей века". В книге захватывающе описываются сами торги, на которых были достигнуты мировые рекорды.

... Еще один лот вызвал большой интерес сразу нескольких покупателей - редчайший реди-мейд Марселя Дюшана. В отличие от шокировавшего весь мир в 1917 году простого фарфорового писсуара, объявленного произведением искусства под названием "Фонтан", этот предмет был несколько преобразован художником. Christie's оценил уникальное произведение - стеклянный флакон духов, купленный Сен Лораном и Берже у Алена Тарика в 1990 году, - от одного до полутора миллионов евро. В итоге после напряженной борьбы флакон был продан за 7 миллионов 900 тысяч. Этот лот так уникален, что стоит рассказать историю проданного флакона и его упаковки.





В 1915 году парфюмер Риго создал духи "Un air embaume" ("Благоуханный воздух"), которые пользовались успехом и долго оставались бестселлером Дома Rigaud.





Лейтмотивом для создания рекламы этих духов была явная эротичность терпкого, восточного, дурманящего запаха. Это и понравилось художнику Марселю Дюшану, он употребил популярный в то время флакон духов для олицетворения своего вымышленного двойника - Розы Селяви.

(Роза Селяви - это каламбур, который по-французски может звучать как "Eros, c'est la vie" = Эрос, это жизнь. Источник полностью.)

В 1921 году он вместе с фотографом Ман Рэем решил создать новый образ для этикетки на флаконе этих почти выветрившихся духов, давно купленных самим художником в Париже. Они вложили в свой вымышленный образ тот дух протеста против классического искусства, который двигал ими при создании художественного направления дадаизм. они старались распространить это движение по всему миру как новое влияние в искусстве, подобно духам, аромат которых распыляется в воздухе.

Дюшан назвал эти духи "Belle haleine" ("Прекрасное дыхание") "l'eau de voilette" ("вуалетная вода"). В этом названии уже был вызов, потому что духи можно было принять за жидкость для полоскания рта. На этикетке они поместили портрет вымышленной дамы Розы Селяви, созданный ими из портрета Дюшана, переодетого в женщину и сфотографированного Ман Рэем.





Преобразованный Дюшаном флакон стал произведением искусства, который в течение почти 100 лет переходил от одного коллекционера к другому. Эксперты подчеркивают, что сохранившаяся подлинная упаковка духов напоминает по форме маленький саркофаг, в котором флакон, подобно бальзамированной мумии, вошел в историю. Его сенсационная продажа свидетельствует о том, что он является одним из символов зародившегося в начале прошлого века концептуального искусства. Флакон духов до сих пор благоухает в современном мире искусства и вызывает неутолимый интерес. Вот и третий рекорд этого вечера, превысивший свою первоначальную ставку почти в десять раз и вызвавший бурные аплодисменты.
("Мой Ив Сен Лоран" Катя Перцова)

Более подробно об этом флаконе и не только можно узнать здесь. Фото оттуда же.
Еще одна небольшая заметка.
Дом Риго.
Кто такой Ман Рэй.
Кто такой Марсель Дюшан.
Интервью с Дюшаном. Там же можно посмотреть и документальные фильмы с ним и о нем.

image Click to view


http://www.youtube.com/watch?v=7CFQY0Yf1iI&feature=share&list=PL7B0751A3A249E9E0

Что такое реди-мейд (источник):

Ready-made (реди-мэйд, от англ. ready «готовый» и англ. made «сделанный») - техника в разных видах искусства (главным образом - в изобразительном искусстве и в литературе), при которой автор представляет в качестве своего произведения некоторый объект или текст, созданный не им самим и (в отличие от плагиата) не с художественными целями. Только применительно к поэзии в почти идентичном значении используется другой англоязычный термин found poetry («найденная поэзия»); попыток перевода обоих терминов в русском искусствоведении не предпринималось.

Авторство художника или писателя, использующего ready-made, состоит в перемещении предмета из нехудожественного пространства в художественное, благодаря чему предмет открывается с неожиданной стороны, в нём проступают не замечавшиеся вне художественного контекста свойства. Например, поэт Вера Павлова переписывает в виде стихотворения заметку из энциклопедического словаря о гологамии:

Гологамия (греч. holos - полный,
Gamos - брак) - простейший тип
Полового процесса (у некоторых
Зеленых водорослей, низших грибов),
При котором сливаются не половые
Клетки, а целые особи.

- при этом в описании малоизвестного неспециалистам биологического явления выступает метафора любви, подразумевающей полное слияние душ и тел.

К этому же течению искусства можно отнести следующее верное математическое утверждение, которое получило распространение благодаря своей поэтической ритмической структуре и необычности звучания, но безотносительно собственно смысла:
Гомоморфный образ группы изоморфен факторгруппе по ядру гомоморфизма.

Термин ready-made в контексте изобразительного искусства впервые использовал французский художник Марсель Дюшан в 1913, создавший в этой технике несколько работ:

«Велосипедное колесо» (1913),



«Сушилка для бутылок» (1914),



скандальный «Писсуар» Фонтан (1917) с автографом и датой



Очень внятная статья, почему Марсель Дюшан и его редимейды есть "переворот в искусстве".

околомодное, мифы и легенды, история моды и костюма, искусство, интересный человек

Previous post Next post
Up