"Opéras-Ballets russes" (YSL Haute-Couture automme-hiver 1976)

Mar 07, 2013 01:54

О знаменитой русской коллекции из книги Кати Перцовой "Мой Ив Сен Лоран". 28 июля 1976 года в жаркий летний день между садами Тюильри и Вандомской площадью, в Императорском бальном зале отеля "Интерконтиненталь" король моды Ив Сен Лоран впервые представил коллекцию на подиуме, специально построенном для него. Эта коллекция прославилась под названием "Opera-Ballets russes".






Маэстро создал для нее красивые цветные рисунки. Он говорил: "Это не самая лучшая из моих коллекций, но точно самая красивая". В коллекцию вошло 110 моделей, а эскизов нарисовано было гораздо больше.













Показ прошел исключительно успешно, был встречен восторженными откликами. Вот что писали газеты: "Революционная коллекция, меняющая направление моды в мире" ("New York Times"); "При каждом пассаже захватывает дыхание. Каждая следующая модель прекраснее предыдущей. Нам показали  больше чем коллекцию. Это было событием" ("Journal du dimanche").










Русское народное искусство, крестьянские костюмы, придворная роскошь, вышивки золотой и серебряной нитью, Дягилевские балеты вдохновляли парижских кутюрье и раньше. "Русские сезоны" потрясли Париж 20-х годов и повлияли на стиль многих Домов моды на последующие сезоны. Пуаре, Шанель, Ланвен использовали русские мотивы в своих коллекциях от-кутюр еще до рождения Сен Лорана. А Ив Сен Лоран сумел создать свой стиль, выкристаллизовать из предшествующей моды свои легко узнаваемые линии. Он сумел одеть в русском стиле современных ему женщин, и этот стиль возвращается и снова и снова вспоминается урок Ива Сен Лорана.

Свидетели показа русской коллекции 1976 года говорили, что публика следила за моделями, проходящими по подиуму, затаив дыхание, завораженно как в театре. Все закончилось длительными бурными рукоплесканиями. Выходя из парадного зала отеля "Интерконтиненталь", гости не могли сдержать слез, настолько это было театрально-величественно, ново и прекрасно. Тем более, что предыдущая коллекция была строгой, сдержанной и без всяких излишеств: практичные элегантные ансамбли, черные, серые, темно-синие, белая блузка, брючные костюмы, сделавшие женщин свободными, придавшие им уверенность. И совершенно неожиданно следующая, русская, коллекция, по своей роскоши и богатству византийская: яркий фейерверк, изобилие цвета, тканей, золота, парчи, мехов и шитья.

В том же сезоне и другие Дома - Ungaro, Scherrer, Lanvin, Dior - использовали народный славянский крой и цветастые мотивы и меха, но самой знаменитой осталась именно эта русская коллекция, созданная Сен Лораном. Первый раз в Императорском зале с позолотой, построенном Гарнье, под оперные арии в исполнении Марии Каллас манекенщицы выходили на подиум из арки, украшенной белыми лилиями. Под тяжелой сверкающей люстрой выступали одна за другой красавицы-модели в театральных платьях: новая любимица Маэстро, темноволосая индианка Кират, блондинка Николь Лорье. Анна Павловски с экзотической внешностью появилась в конце в свадебном наряде. На ней была кремовая туника, отороченная золотой тесьмой и подпоясанная золотым шнуром, длинная юбка, на голове кремовая вуаль из тонкого тюля и венок из золотых цветов, в руках букет белых лилий. Ее красные губы бантиком неподвижны как у матрешки, блестящие прямые черные волосы и челка подчеркивают прозрачную белизну кожи. За ней вышел на подиум Маэстро, посылая воздушные поцелуи, приветствуя ревущую от восторга толпу, которая аплодировала стоя. Ему были нужны эти знаки признания. После показа автомобиль увез его обратно в больницу, из которой его выпустили под расписку только на время показа.















(Ретроспективный показ 2002 г.)

Впервые в подготовке показа участвовали гримеры, раньше манекенщицы красились сами. Вскоре после этого показа у Ива Сен Лорана появилась собственная коллекция косметики и макияжа. это был первый показ-спектакль для публики, которую пригласил кутюрье. Раньше манекенщицы демонстрировали модели коллекций для нескольких журналистов и клиенток, просто прохаживались перед ними в салоне Дома моды, а клиентки выбирали модели; теперь манекенщицы проходят по подиумам огромных залов, наполненных публикой: репортерами, закупщиками и клиентами.

Свободные блузки, туники, подпоясанные тяжелыми шелковыми шнурами, широкие присборенные длинные нижние и верхние юбки, драгоценные ткани, замшевые жилеты, отороченные мехом, расшитые черным бисером пальто из золотой парчи, вышитые болеро, бархаты, шелка, представляемые красавицами в русских платках, замшевых сапогах на высоких каблуках с меховой оторочкой и золотыми шнурами, шапки Мономаха с соболями, шелковые тюрбаны с золотой нитью, цветастые шали... И цвет: множество красных, розовых, оранжевых, зеленых, аметистовых, фиолетовых оттенков сочетались с глубоким коричневым, цветом морской волны и персидской бирюзы. Это было первым приглашением для модного парижа от Ива Сен Лорана в далекое путешествие, за ним последуют многие другие, одно удивительнее другого...






(Фотосессия русской коллекции в итальянском Вог.)

Еще весной 1976 года в Доме появилась новая мастерица, мадам Фелисса, она проработала много лет у Баленсиаги, а потом у Живанши. Она принесла новые технологии: искусное использование кроя по косой, что позволяло достичь легкости и пышности. Сам Маэстро признавался: все его платья в этом сезоне стали "фольклорными, пышными, русскими. Журналисты стали говорить о влиянии русского стиля, вкуса к экзотике, барокко и т.д. На самом деле я просто научился крою по косой".

В тот же год репортеры французского журнала "L'Officiel" отправились снимать модели русской коллекции Дома Yve Saint Laurent на Красной площади, в московском метро, на заснеженных улицах Москвы и ее окрестностей. Смелая была инициатива, съемка проходила под строгим контролем спецслужб. это был репортаж о моделях готового платья из коллекции "Sain LAurent Rive Gauche", представленной Маэстро в марте 76-го, коллекция успешно предшествовала июльской от-кутюр "Opera-Ballets russes".






Принято считать, что с этой коллекцией Ив Сен Лоран стал самим собой, нашел собственный стиль, закончил обучение у Кристиана Диора. В этой коллекции было только две пары черных брюк, ни одного смокинга, никакой классики. "Я эгоистично воплотил все мои мечты, мою любимую живопись, любимые оперы и балеты, - говорил он, - ведь женщинам тоже нужно мечтать".




Русская коллекция уже описана много раз и в книгах и в прессе, каждый автор ищет причину этого артистического подъема, всплеска вдохновения. Что могло подвигнуть Маэстро нарисовать столь красочные модели, когда он находился на своей марокканской вилле, далеко от Парижа, рисовал, судорожно выкуривая сигарету за сигаретой, прибегая к амфетаминам и листая книгу с костюмами Льва Бакста? Коллекция была готова за полтора месяца. Говорят, что силы его были на исходе. Вернувшись в Париж, он попал в Американский госпиталь в пригороде Парижа Нейи, и не мог часто приезжать в ателье на авеню Марсо на примерки. Мадам Муньёз была вынуждена без него руководить мастерскими. Они получили от него рисунки, с трудом выбрали из нескольких сотен 110 моделей и раздали их в ателье. Маэстро не появлялся, в Доме царила атмосфера ожидания и беспокойства, все чувствовали себя немного сиротливо. И вот незадолго до показа он под расписку уехал из больницы, не получив согласия врачей, - он должен присутствовать на последних приготовления коллекции. Иногда и в процессе подготовки шофер привозил его из больницы, а вечером отвозил обратно. Когда он появлялся на ступеньках широкой лестницы авеню Марсо, Дом оживал. Это была "эпоха, когда начался инфернальный цикл: алкоголь-кокаин-депрессия-капельница-коллекция", - пишет Лоранс Бенаим, официальный биограф Сен Лорана...

Источники изображений и другие полезные ссылки по теме:

http://www.puretrend.com/rubrique/yves-saint-laurent_r25/yves-saint-laurent-ou-la-tentation-du-voyage_a41422/1
http://fumeedopium.wordpress.com/2012/07/11/a-la-russe/
http://pinterest.com/tribaltripping/ysl/
http://pinterest.com/fnq/yves-saint-laurent/
http://www.fondation-pb-ysl.net/en/History-215.html
http://fashionismymuse.blogspot.ru/2009/06/postcards-from-fondation-pierre-berge.html
http://www.toutpourlesfemmes.com/conseil/Fondation-Berge-Saint-Laurent.html
http://di-pordior.blogspot.ru/2009/06/el-desfile-mas-grande-de-la-historia.html

околомодное, мифы и легенды, история моды и костюма

Previous post Next post
Up