Когда останавливаюсь в конце дорожки бассейна, чтобы передохнуть, про себя часто отмечаю, насколько интересно и даже красиво(!) искривляется мир в отражении металлического глянца цилиндрической урны, и насколько наш "плоский" мир естественным образом соединяется с этим миром отражения. Вообще, мир отражений завораживает! Отражения в дождевой капле или отражения на водной поверхности. Ритмы расходящихся волн создают непрерывный удивительно выверенный геометрический рисунок, который, затихая, естественным образом соединяется с далекой бесконечной гладью. Это завораживает! Это завораживало во все времена. Один источник беспокойства порождает множество себе подобных, которые, в свою очередь, порождают еще большее множество, и так до бесконечности. В законах геометрической прогрессии, вероятно, отражаются законы всего мироздания. Эта мысль нашла подтверждение, когда привелось увидеть метаморфозы голландского художника-графика
Маурица Корнелиса Эшера (1898-1972).
М.Эшер. Автопортрет.
Его двухмерные вселенные буквально выворачивают мозг. Как он к этому пришел? Как это ему удается? В документальном фильме о жизни художника (см. в конце записи) можно проследить его творческий путь и увидеть многие закономерности, ведь это точто такие же метаморфозы. Эти постепенные превращения вообще очень напоминают человеческую жизнь. "Невозможно понять человечество не увидев, что у математики и поэзии общие корни". Почему же Эшер так увлекся этими геометрическими формами? Сам он не может рационально ответить на этот вопрос, он говорит об этом так. "Для меня счастье в том, чтобы испытывать восторг, наблюдая за регулярностью в природе. Взять тот же куб - он сам по себе уже дивной красоты. Но его можно усложнить, например, создать октаэдр или тетраэдр, и они сами по себе будут не менее восхитительны. Вертя их в руках и рассматривая, можно бесконечно восхищаться этой красотой из закономерностей, и при этом в конце концов испытать глубокое разочарование... Потому что ты хочешь создать то, что и без тебя давно существует. Ведь на самом деле не достаточно просто создать нечто из бумаги и смотреть на это. Художнику-графику необходимо это напечатать, и тогда ты думаешь: а что, если в основе закономерности поместить некоторый хаос. Это позволит мне показать контраст между хаосом и порядком. Вот ровно этим я и занимаюсь..."
Короткий ролик с подборкой работ художника.
Click to view
http://youtu.be/Q0hpW4N4wKc Конкретно "Метаморфозы"
Click to view
http://youtu.be/eQJCi6JUn0o
Его работы чем-то напоминают голландские натюрморты, вероятно, тем же упорядоченным хаосом и философским подтекстом. Вот так он рассказывает про создание одного натюрморта. "Я выкладываю вокруг всевозможные обломки и скомканные куски. Помню, была зима, и я пошел бродить по свалке, тщательно отбирая всякую всячину, но только такую, чтобы она была узнаваемой. Однако, это не так просто, как может показаться. В отличие от хаоса, регулярность представить легко. Если кто-то попросит представить хаос, используя просто грязь, то в итоге будет практически невозможно увидеть, что это грязь. Такие вещи работают только в случае, когда их можно распознать."
Еще работы:
Цитаты М.Эшера:
"Если мы создаем мир, то пусть он будет не абстрактным и туманным. Пусть он будет представлен конкретными узнаваемыми вещами."
"Я так ни разу и не смог получить хорошей оценки по математике. Забавно, что я неожиданно оказался связанным с этой наукой. Поверьте, в школе я был очень плохим учеником. И вот теперь математики используют мои рисунки для иллюстрации своих книг. Представьте себе, эти ученые люди принимают меня в свою компанию как потерянного и вновь обретенного брата! Они, кажется, не подозревают, что математически я абсолютно безграмотен."
"Рисовать - значит обманывать."
Однажды художнику позвонила дама:
"Господин Эшер, я восхищаюсь Вашими произведениями. В Вашем произведении "Рептилии" мне представляется реинкарнация".
Эшер ответил:
"Мадам, если Вы это видите, то это так и есть".
Интересная статья с другими работами
здесь и
здесь (фото взяты частично оттуда)
Статья на
вики.
Еще не покидает чувство, что рисунки-эскизы для тканей Льва Бакста, которые можно сейчас посмотреть на
выставке, имеют похожую повторяющуюся бесконечную структуру.
Также очень интересно было увидеть, как Эшер пробовал переложить музыку И.С.Баха на геометрические рисунки. В фильме об этом тоже рассказывается. Из личных наблюдений - эти рисунки очень напоминают небольшие фрагменты готических сводов.
Далее сам часовой фильм. Ничего, что на английском, видеоряд здесь значительно важнее, поскольку наглядно демонстрирует закономерности творческого пути Эшера.
(M.C. Escher Documentary (by CINEMEDIA-NPS-RNTV) [1999])
Click to view
http://youtu.be/g4VAxilTRGs Еще
результаты поиска на ютьбе.
Это все создавалось, когда понятие "компьютерная графика" еще было фантастикой.
Кстати, Эшер очень востребован сегодня, подобно известным произведениям вроде Моны Лизы и Весны или Венеры Боттичелли, его рисунками "раскрашивают" все подряд. Вот
сайт с сувенирной продукцией.