Прирученная Стихия.

Dec 03, 2012 02:12


Казалось бы «как просто», но это только «казалось бы». Что можно почувствовать, рассматривая сантиметр за сантиметром этот фрагмент отделки народного костюма?




Простые цвета (красный, желтый, синий, черный, белый), где-то примитивный, а где-то замысловатый, но по-прежнему состоящий из элементарных частей рисунок орнамента, порядок следования полос - во всем есть определенный замысел. Радость, жизнь, порядок, упорядоченность, цикличность, сложность, движение и по вертикали, и по горизонтали. Движения много, оно разное, то размеренное, привычное, то сложное, где-то даже с приплясами. Движение хоть и переменчивое, но непрерывное (как сама жизнь?).

Уследить за ритмом дыхания, за изменениями в теле совершенно не получается, рано или поздно все сливается в какую-то непрерывную упорядоченную радость, становится почти горячо, но не распирает, дыханию ничто не мешает, в теле нет никаких зажимов, оно становится послушным, верным, а душа хочет петь. Это не значит, что тело тут же разевает рот и орет, что есть мочи. Нет. Душевное раскрепощение ничего не имеет общего с нарушением общественного порядка громкими звуками. Это значит только то, что душа теперь свободна и может все! И горы свернуть тоже. Если потребуется…

Полоска - это определенный ритм. Музыка - это тоже ритм. Здесь очень много музык, и все они мажорные, где-то грубоватые, одноголосые, где-то играют и поют хором. Эти полоски будто все рисунки сразу, которые создает мех гармони во время игры гармониста. Даже когда гармонь играет тихо, это «тихо» всегда относительно, потому что гармонь не умеет звучать объективно тихо. И звук такой характерный, разрезающий пространство на полоски (не могу слово выбрать правильное).

Вдруг понимаешь, что это не просто музыка или танцы, это - Стихия! Это не какое-нибудь красочное шоу, это Стихия! Здесь все взаправдашнее. Прирученная, упорядоченная, но Стихия. Такая же Стихия, как ливень, шквал, вьюга, пожар и прочие природные явления, перед которыми человек бессилен. Потому то она и грубоватая, без манер, громкая, местами звонкая. Она может быть размеренной, а может и сбить с ног, смести и унести в тридесятое царство. Да, она может быть подобна вихрю! И если ее не упорядочить, не держать в узде, то Бог знает, на что эта бешеная энергия способна! Потому то образы Малявина таковы, что ракурс открывается снизу, делая фигуры монументальными, уносящимися далеко вверх, недосягаемыми, порой даже грозными, но НЕ угрожающими. Фигуры занимают почти все пространство холста. Они возвеличиваются над тобой. Это буйство красок - не способ привлечь внимание яркостью, сильным цветовым контрастом, это способ изображения энергетического потенциала, его малых возможностей. Простые цвета - красный, желтый, синий, черный, белый - вместе способны на многое! Смотря как они вместе.


Фарандолла, 1926г.
(хотя фарандолла - прованский танец, но у Малявина образы с сильно русским акцентом)



Вихрь, 1906, ГТГ



Крестьянки, 1905, Государственный Русский музей



Поющие крестьяне



Три крестьянки с граблями.



Баба.



Праздничная одежда. Московская губ., Верейский уезд, середина XIX века.

***

Рассматривать эти образы с позиции «нравится/не нравится» не имеет смысла, это все равно что говорить «мне не нравится зима». Она просто есть. Нравится это кому или не нравится.

"не что а как", (около)национальное, цвет, искусство

Previous post Next post
Up