"очи черные"

Sep 06, 2012 00:42


Что касается цвета черной смородины, то это тот самый случай, когда запах определяет цвет, раскрывает эмоциональные свойства цвета. На первый взгляд в цвете ведь ничего особенного. Черная поверхность, но не простая, а с поволокой. И этот сухой грубоватый хвостик… А кто знает, что там за этой оболочкой? Но обо всем этом рассказывает именно запах! Цвет черной смородины, наверное, самый душистый цвет.












Почему-то вдыхая этот запах, возникает образ Аксиньи Астаховой. Почему? Если вспомнить Шолоховские пассажи, в которых он раскрывает ее образ, то обязательно будет и поволока в глазах, и… запах… и то, что томится глубоко внутри…

**
Ветер трепал на Аксинье юбку, перебирал на смуглой шее мелкие пушистые завитки. На тяжелом  узле  волос  пламенела расшитая цветным шелком шлычка, розовая рубаха, заправленная  в  юбку,  не морщинясь, охватывала крутую спину и налитые  плечи.  Поднимаясь  в  гору, Аксинья клонилась вперед, ясно вылегала под рубахой продольная ложбинка на спине. Григорий видел бурые круги слинявшей под мышками  от  пота  рубахи, провожал глазами каждое движение. Ему хотелось снова заговорить с ней.

**

Она  глянула  исподлобья;  не  разжимая  губ,  скупо улыбнулась.  И  тут  в  первый  раз  заметил  Григорий,  что  губы  у  нее бесстыдно-жадные, пухловатые.

**

От мокрых Аксиньиных волос тек нежный, волнующий запах. Она лежала,  запрокинув  голову,  мерно  дыша полуоткрытым ртом.

- Волосы у тебя дурнопьяном пахнут. Знаешь, этаким цветком  белым...  - шепнул, наклоняясь, Григорий.

Она промолчала. Туманен и далек был взгляд ее,  устремленный  на  ущерб стареющего месяца.

**

Григорий лежит  на голой прохладной Аксиньиной руке и смотрит в  потолок  на  цепку  катушек. Аксинья другой рукой - огрубелыми  от  работы  пальцами  -  перебирает  на запрокинутой  голове  Григория  жесткие,  как  конский   волос,   завитки. Аксиньины  пальцы  пахнут  парным  коровьим  молоком;  когда  поворачивает Григорий голову, носом втыкаясь Аксинье в подмышку, - хмелем невыбродившим бьет в ноздри острый сладковатый бабий пот.

**

Григорий молчит. Ему хочется спать.  Он  с  трудом  раздирает  липнущие веки, прямо над ним - мерцающая синевою чернь Аксиньиных глаз.

**

Аксинья ходила на цыпочках, говорила шепотом,  но  в  глазах,  присыпанный  пеплом страха, чуть  приметно  тлел  уголек,  оставшийся  от  зажженного  Гришкой пожара.

**

Вот этот резкий дурманящий запах черной смородины… похожий запах, если убрать вонючки-дезодоранты и прислушаться к естественному запаху женского тела, бывает в наилучший период для зачатия. В нем действительно есть что-то притягательно-дурманящее.

А ведь внутри нее и правда зелье!




**

Дроздиха берет костистой рукой Аксиньину руку, тянет ее к воде.

- Соль взяла? Дай сюды. Кстись на восход.

Аксинья крестится. Злобно глядит на счастливую розовость востока.

- Зачерпни воды в пригоршню. Испей, - командует Дроздиха.

Аксинья,  измочив  рукава  кофты,   напилась.   Бабка   черным   пауком раскорячилась над ленивой волной, присела на корточки, зашептала:

- Студены ключи, со дна текучие... Плоть горючая... Зверем в  сердце... Тоска-лихоманица... И крестом святым... пречистая, пресвятая... Раба божия Григория... - доносилось до слуха Аксиньи.

Дроздиха посыпала солью влажную песчаную россыпь под ногами, сыпанула в воду, остатки - Аксинье за пазуху.

- Плесни через плечо водицей. Скорей!

Аксинья проделала. С тоской и злобой оглядела коричневые щеки Дроздихи.

- Все, что ли?

- Поди, милая, позорюй. Все.

**

Это зелье от взаимодействия с воздухом и сахаром приобретает характерный оттенок, который постепенно набирает силу, наливается.




Самое вкусное - перетертая с сахаром смородина, однако… это не хранится, а начинает бродить и как упущенное дрожжевое тесто неконтролируемо «извергаться» через край. Получается что-то такое:

**
Аксинья неистовствовала в поздней  горькой  своей  любви.

**

Аксинья, сузив глаза,  слушала.  И  вдруг  бесстыдно  мотнула  подолом, обдала Пантелея Прокофьевича запахом бабьих юбок и грудью пошла  на  него, кривляясь и скаля зубы.

**

Аксинья напирала на оробевшего Пантелея Прокофьевича грудью (билась она под узкой кофточкой, как стрепет в силке), жгла его полымем  черных  глаз, сыпала слова - одно другого страшней и  бесстыжей.  Пантелей  Прокофьевич, подрагивая бровями, отступал к выходу, нащупал поставленный в углу костыль и, махая рукой, задом отворил дверь.  Аксинья  вытесняла  его  из  сенцев, задыхаясь, выкрикивала, бесновалась:

- За всю жизнь за горькую отлюблю!.. А там  хучь  убейте!  Мой  Гришка! Мой!

**

Выход - эту массу можно заморозить или, традиционно, сделать варенье.




**

Аксинья, нарядная, помолодевшая, покачиваясь в  бедрах,  шла  в  курень.

**

С лугового покоса переродилась Аксинья. Будто кто отметину сделал на ее лице, тавро выжег.  Бабы  при  встрече  с  ней  ехидно  ощерялись,  качали головами вслед,  девки  завидовали,  а  она  гордо  и  высоко  несла  свою счастливую, но срамную голову.

**

И вот смакуешь это «зелье», и оно во рту разливается сладостью. Когда же все заканчивается, терпко-вяжущее послевкусие сидит в горле маленьким, но крепким комочком.




(М.Шолохов. "Тихий дон")

"о погоде о природе", karjala, почитать, цвет

Previous post Next post
Up