Белая Гора

Aug 22, 2012 00:39


Местечко Белая Гора было известно со времен Петра - тут добывали мрамор для строительства и отделки Петербурга. Когда мы решили подъехать к знаменитой мраморной скале на лодке, на другой стороне Химозера неожиданно для меня открылась живописная панорама Белой Горы с полуразрушенной часовенкой…






«Над деревней возвышается изящная каменная церковь Казанской Богоматери, построенная в 1856 году рядом с одноименной деревянной церковью. Сооружением этого храма деревня обязана Его Сиятельству, Господину бывшему Министру Уделов, графу Льву Александровичу Перовскому. При личном обозрении мраморных ломок, в 1853 году, Его Сиятельство нашли, что старая деревянная церковь недостаточна для такого количества прихожан, и вследствие его ходатайства было разрешено строительство нового каменного храма. Церковь эта знаменита тем, что архитектором ее был К.А.Тон, автор храма Христа Спасителя в Москве.» (источник)

Название поселения происходит от мраморной горы, что на той стороне озера, но белой эту скалу уже назвать сложно.




Вот небольшая выдержка об этом месте:

«Рядом с деревней находится несколько крупных мраморных месторождений, широко известных еще с XVIII века. Тивдийский мрамор был открыт в середине XVIII века купцом Мартьяновым. С этого времени и началась его промышленная разработка - мраморные ломки в деревне Белая Гора, расположенной близ реки Тивдия. Залежи тивдийского мрамора оказались необходимыми строящемуся Санкт-Петербургу, который требовал большое количество строительного и декоративного камня. Камень добывался с предельной осторожностью, в виде крупных массивных блоков и после предварительной обработки его отправляли в Санкт-Петербург, главным образом водным путем, что существенно облегчало решение вопросов транспортировки. Мрамор из каменоломен использовался для постройки и отделки Исаакиевской Соборной церкви и Мраморного Дворца, Казанского Собора и Императорского Зимнего Дворца, для саркофага Наполеону I.» (источник)

В советское время старый способ разработки каменоломней «усовершенствовали», используя технологию направленного взрыва. Не совсем трезвые рабочие что-то установили не так, из-за чего взрыв оказался не совсем направленным. Работу на каменоломнях пришлось скоропостижно завершить. Зато местным стало спокойнее и тише…

Каково же отражение!













***

Еще несколько лет назад часовня была действующей, в ней можно было обнаружить всю полагающуюся церковную утварь. Но время берет свое. Утварь потихоньку растащили, храм начал ветшать, обрастая не лесами, а… другими лесами…


































Недавно это место посещала специальная комиссия, которая в течение месяца изучала глубину проблемы восстановления этого памятника архитектуры. Заключение было примерно таким. «Мы то денег на восстановление найти сможем, но вот вы - местные жители - не сможете поддерживать ее (часовню) на должном уровне. Поэтому, нам памятники 12-13-х веков спасать надо, а памятников 19-го века и так хватает…»

В поселении сейчас живет не так много людей, а в зимнее время и того меньше. Действительно, содержать это все некому, а государству оно зачем…

***

На самом деле, здесь напрочь убиты не только памятники архитектуры. В советское время здесь всюду были процветающие хозяйства, а сейчас… Афинский акрополь гораздо лучше сохранился… Если планомерно убивают все, что способно к самостоятельной полноценной жизни, что вопреки всему еще как-то цепляется за жизнь, то а какой культуре, о каком-таком возрождении вообще можно говорить?

И всем чертям назло, здесь очень красиво. Здесь везде не просто красиво! Здесь везде Сила и Воля.

п.с. Смотрю я, смотрю на эти разваливающиеся постройки... и вдруг вижу продолжение истории "жизнь вместе", только здесь это символ того, как доживают свой век пары в возрасте... он - такой грубоватый, прямолинейный, простой мужик... она - помягче, поспокойнее, поинтереснее... они по-прежнему вместе, они никому не нужны, лишь они поддерживают друг друга, им не на кого больше опереться, и они тихонечко доживают свой век...

"о погоде о природе", karjala, культпоход, путешествия, о злободневном

Previous post Next post
Up