детские игры не "как должно быть", а "как есть"

Jul 02, 2012 17:59


Когда гуляем на детской площадке, каждый раз отмечаю, что детские игры иногда, что называется, «на грани». Сегодня сидела и наблюдала, периодически борола в себе желание вскочить пантерой на защиту своего детеныша. Борола, потому что у детей должен нарабатываться опыт самостоятельного решения «проблем». Ну и на самом деле, я так и не знаю, как достойно выходить из разных возможных ситуаций.




***

Ситуация 1.
Мальчик лет шести стоит на горке и не дает маленьким с нее съезжать. Маленькие - это три-четыре года. Большой мальчик вроде требовал от малышей, чтобы те его как-то по-особому просили пропустить, типа «ну пожаааалуйста, дай нам пройти» (я так понимаю, с мальчиком подобные ситуации частенько происходят дома :)). Моя дочь по обыкновению решила отодвинуть «препятствие». А как это сделать? Понятно, силой. Ну и этот товарищ начал от нее требовать, чтобы та просила у него прощения, но выглядело это немного унизительно, обидно.

Честно, мне это не нравилось, но как в подобной ситуации поступить правильно? Я никак не защищаю борцовские приемы дочери, но если бы я подоспела с помощью, мальчик бы «испугался» и проблема бы исчезла, но чем эта схема отличается от схемы крышевания? Ничем. А как тогда в этой ситуации поступить правильно?

Пока я думала над этим вопросом, моя дочь показала мне ответ на него: она продемонстрировала свое безразличие к катанию с горки и нашла новые более интересные занятия. Получается, большому мальчику охранять больше было нечего, на его лице показалось разочарование, но как только он потерял бдительность, дочь тут же воспользовалась ситуацией и скатилась с горки :)

А после такие большие мальчики становятся большими дядями, вешают где-нибудь шлагбаум и собирают деньги, например, за парковку. Все мы родом из детства…

В принципе, когда они все там разрешили вопросы, то начали здорово играть, но как-то опасно все это было. Старший «пугал» маленьких, они с визгом от него бегали по горке вверх и вниз. Если там оступиться, то могут быть проблемы (это уже к вопросу о безопасности детских площадок). Вообще, дети как зверята, грань между игрой и возможными физическими последствиями практически отсутствует. Иногда сердце в пятки уходит, и рвешь с места, чтобы "кабы чего не вышло".

Интересно еще было, когда этот большой мальчик как крутой достал мобилу, а племянник Миша без задней мысли говорит: "Ой, а у Лехи такой новый" (и описывает, какой). У большого мальчика взгляд так и потух от сознания того, что у какого-то Лехи телефон оказывается круче :) очень смешно и грустно, т.к. мы ничем не отличаемся от примитивных африканских племен, где степень крутизны выражается нательными цацками и росписями...

***

Ситуация 2.
Гуляет тетенька со сталинским акцентом, старательно и очень громко говорит с детьми по-русски, но традиционно путая мужской, женский род, но очень старается. Вероятно, это была няня (для мамы она вела как то не так, не могу объяснить, как именно) мальчикам-погодкам, старшему года два. Дочь оставила в песочнице свой скарб, а сама пошла на горку. Мальчик решил воспользоваться этим всем, но в неудачный момент, дочь заметила и побежала отбирать, я рванула, потому как понимаю, чем это может закончиться. Мальчик таки получил по репе, мне пришлось в очередной раз объяснять, что драться нельзя, что надо было сказать ему, что это твое и т.п., но вообще, нефиг было вещи свои разбрасывать (мы же не в Ф-ии, а в «стране заборов», поэтому за своим имуществом надо следить). Тетька пошла успокаивать свое чадо, бросив в нашу сторону определение «злая девочка».

Вообще, когда определяют человека этими терминами: злая, добрая, хорошая, плохая - это все большая педагогическая ошибка. Ругать или хвалить нужно действие, а не личность. Это тоже никто не понимает, как и не понимают разницу между НАдевать и Одевать... Потому что не задумываются над этим.

Далее слышу, как эта тетька все с тем же акцентом и ошибками наставляет на путь истинный: "Он тебя толкает, ты ее в ответ, надо сдачи давать, на зло надо злом отвечать, она тебя толкает, ты ее толкни, чтобы она знала, и в следующий раз к тебе не полезет..." и т.п. в том же духе….

В этой стране никакого толка еще долго не будет, когда с детства учат проявлять агрессию и только агрессию, а не разбираться в ее причинах. Да, а мальчик так и не услышал, что «чужое брать нельзя»… поэтому производители заборов здесь всегда будут в прибыли.

***

Ситуация 3.
Приехал новый мальчик лет шести, в ботанических очках, но морда у него достаточно наглая. Он и мой племянник (четыре года) начали играть на горке. Мальчик задиристо твердит, что «старших надо уважать, младших надо обижать». Какая-то между ними потасовка произошла, когда ехали с горки, этот мальчик обидно пнул племянника с горки, тот просто обиделся, потер зад и пошел, собрал шишек и начал кидаться в обидчика. Обидчик высоко, шишки особо не долетают. Что-то они там дальше выясняют отношения, и тут я слышу гордую фразу от этого мальчика, что «у меня тут вообще то мама рядом, так что если что, то… » короче, надо упасть и бояться. Тут я уже не выдерживаю и говорю, этому крутому парню, что вообще то я тоже давно наблюдаю и, в том числе, за тем как тот пнул маленького. Надо было видеть обосравшееся лицо этого мальчика! Вся грудь колесом сразу куда-то сдулась… Вот это все совковое "ды я, да у меня"...

***

Качаемся на качелях, тут же стоит мальчик из «ситуации 1». Наш Миша его спрашивает:

- Мальчик, а почему ты злой?

- Я не злой, я просто играл с вами :)




(около)национальное, наблюдения, врн, мамское, детское

Previous post Next post
Up