Искусство цвета. Контраст светлого и темного.

May 22, 2012 01:07



Контраст светлого и темного. сс39-45

День и ночь, свет и тень. Эти противоположности имеют основополагающее значение в человеческой жизни и в природе вообще.

Контраст светлого и темного в области черно-бело-серых тонов

Белое и черное во всех отношениях противоположны, но между ними расположены области серых тонов и весь ряд хроматического цвета.

Серый - это бесплодный, нейтральный цвет, жизнь и характер которого находится в зависимости от соседствующих с ним цветов. Он смягчает их силу или делает их более интенсивными. В качестве нейтрального посредника он примиряет между собой яркие противоположности, одновременно поглощая их силу и, тем самым, подобно вампиру, обретая собственную жизнь.

Контраст светлого и темного в области хроматических тонов

Насыщенные чистые цвета отличаются между собой по светлоте. Важно иметь глаз, воспринимающий цвета равной светлоты (нужно делать упражнения для развития подобной восприимчивости).

Чистый насыщенный желтый цвет весьма светел. Субстанции «темный желтый цвет» не существует. Светлый желтый цвет при затемнении поневоле теряет свой характер.




Насыщенный, сугубо синий цвет очень темен, а светлые синие - блеклые и ослабленные.




Только достаточно темный красный цвет может излучать свою силу, а осветленный до уровня чистого желтого теряет ее.




Одинаковая светлота или одинаковая темнота делают цвета как бы родственными. Благодаря одинаковой тональности они становятся как бы связанными и объединенными между собой.


 


***

Цвета и их отношения идеально проявляют себя только при ярком дневном свете, а в сумерках оказываются искаженными.

Отношения светлоты и темноты чистых цветов меняются в зависимости от интенсивности освещения. Красный, оранжевый и желтый кажутся более темными при недостаточно ярком свете, в то время как синий и зеленый в этих условиях воспринимаются более светлыми.

Холодные цвета производят впечатление прозрачности и легкости и в большинстве случаев используются слишком светлыми, в то время как теплые цвета, благодаря их непрозрачности, используются слишком темными.

***

Особенно сложны проблемы светлого и темного в хроматических цветах и в их отношении к ахроматическим цветам - черному, белому и серому.

В противоположность живой вибрации многообразия хроматических цветов, ахроматические производят впечатление жесткости, недоступности и абстрактности. Однако с помощью хроматических цветов в цветах ахроматических можно пробудить трепетную жизненность.




Нейтральный серый цвет представляет собой лишенный характера, безразличный ахроматический цвет, легко изменяющийся под воздействием контрастирующих цветов. Он нем, но легко возбуждается и дает великолепные оттенки. Любой цвет немедленно может вывести серый из нейтрального ахроматического тона в цветовой ряд, придав ему тот оттенок, который является дополнительным по отношению к цвету, пробудившему его. Это превращение происходит субъективно в наших глазах, а не объективно в самом цвете.




Когда в композиции участвуют и граничат друг с другом хроматические и ахроматические цвета одной светлоты, то последние теряют свой нейтральный характер. Если художник хочет, чтобы ахроматические цвета сохраняли свой характер, он вынужден осветлять или затемнять хроматические цвета.

Если в цветовой композиции белые, серые и черные цвета используются в качестве средства создания абстрактного впечатления, то в этой композиции не должно быть хроматических цветов той же светлоты, ибо в противном случае в результате симультанного контраста серый цвет будет производить впечатление хроматического цвета. Если в цветовой композиции серый цвет используется в качестве живописного компонента, то он должен быть той же светлоты, что и хроматические цвета.




***

Для художника белый и черный цвет является наиболее сильным выразительным средством для обозначения света и тени.

Для живописца насыщенный желтый не содержит ни белого, ни черного цвета. Их нет в чистых оранжевом, красном, синем, фиолетовом и зеленом. Техническое значение смеси с черным и белым имеет другой смысл.

Когда живописцу требуется, чтобы насыщенный желтый создавал максимальное впечатление, то вся композиция должна носить светлый характер, в то время как насыщенный красный или синий требуют общего темного решения композиции.

Светящийся красный на картинах Рембрандта так выразительно сияет лишь благодаря контрасту с более темными цветами.



Портрет старухи, 1629-1630

Когда Рембрандт хочет добиться сияния желтого, то погружает его в относительно светлый цветовой ряд.



The Money Changer. 1627

В то время как насыщенный красный в этом окружении начинает производить впечатление просто чего-то темного и теряет свою звучность.



The lapidation of Saint Stephen.1625

***
Картины, написанные для алтаря и рассчитанные на полутьму церкви, не следует выставлять в ярком искусственном свете: такое освещение исказит все световые соотношения цветов.

Картина, написанная на контрасте светлого и темного, может быть выражена в двух, трех или четырех основных тональностях. Художник работает двумя, тремя, четырьмя красками, заботясь при этом, чтобы основные группы были хорошо согласованы друг с другом.



Рембрандт, Мужчина с золотым шлемом

Каждый из планов может иметь небольшие тональные различия, которые не должны стирать различий между главными группами. Если главные тональные группы или планы не соблюдать, то композиция теряет организованность, ясность и силу.

Благодаря упорядоченности планов можно сгладить и обезопасить все нежелательные проявления глубины.

Развитие пространства внутрь может быть прекращено за счет соотнесенности всех тональных отношений с тональностью планов.

***

В европейском и восточно-азиатском искусстве мы находим много произведений, которые построены исключительно на чистом контрасте темного и светлого.

Этот контраст имел огромное значение в живописи тушью Китая и Японии. Основы этого искусства выросли из каллиграфического письма. Шрифтовые рисунки обладали огромным богатством форм. Чтобы добиться смысловой и ритмической точности исполнения, рисовальщик должен был делать огромное количество движений руки. Предпосылкой «правильного» письма кистью являлось также чувство формы, ритмическое чутье и интуитивная пластика движений.







Способ изображения в гравюрах на дереве и на меди также основан на сопоставлении светлого и темного. Благодаря направлению штриха и тональным плоскостям гравер может добиться дифференцированной передачи всех градаций темного и светлого.



Дюрер. Святой Иероним в келье, 1514

Импрессионисты стремились к живописному воздействию серых тонов.



Моне, Бульвар Капуцинок, 1873



Моне, Гавань



Ренуар, Весенний букет, 1866

Сторонники конструктивной и реалистической живописи относились к черному, белому и серому цвету как средству абстрактного воздействия.



Кандинский, Тридцать

Иттен, конспекты, почитать, ДЗ, цвет, искусство

Previous post Next post
Up