Искусство цвета. Цветовая гармония и цветовые созвучия.

May 05, 2012 14:59





Цветовая гармония и цветовые созвучия сс21-24, 72-74

Когда люди говорят о цветовой гармонии, они оценивают впечатления от взаимодействия двух и более цветов.

Как правило, оценка гармонии или диссонанса вызвана ощущением приятного-неприятного или привлекательного-непривлекательного. Подобные суждения построены на личном мнении и не носят объективного характера.

Гармония - это равновесие, симметрия сил.

Физиологическая сторона цветового видения.

Гармония в нашем зрительном аппарате свидетельствует о психофизическом состоянии равновесия, в котором диссимиляция  и ассимиляция зрительной субстанции одинаковы. Нейтральный серый соответствует этому состоянию.

Последовательный и симультанный контрасты указывают на то, что глаз получает удовлетворение и ощущение равновесия только на основе закона о дополнительных цветах.

Явление последовательного контраста. Цветовой образ, возникающий в глазах, всегда основан на цвете, дополнительном к реально увиденному. Глаза требуют или порождают дополнительные цвета. Это естественная потребность глаз достичь равновесия. (Если некоторое время смотреть на красный квадрат, а потом закрыть глаза, то в глазах у нас возникает зеленый квадрат. И наоборот. Эти опыты можно производить со всеми цветами.)




Явление симультанного контраста. Каждый цвет заставляет близкий по светлоте серый принять его дополнительный оттенок. Чистые цвета также имеют тенденцию окрашивать другие хроматические цвета в свой дополнительный цвет.



(один и тот же серый на желтом кажется светло-фиолетовым, на оранжевом - голубовато-серым, на красном - зеленовато-серым, на зеленом - красновато-серым, на синем - оранжево-серым, на фиолетовом - желтовато-серым)

Мы наблюдаем в глазах стремление к восстановлению состояния равновесия. Средне-серый цвет соответствует состоянию равновесия, необходимому нашему зрению. Процессы, идущие в зрительном восприятии, вызывают соответствующие психические ощущения.




(если мы видим белый квадрат на черном фоне, а затем посмотрим в другую сторону, то в качестве остаточного изображения увидим черный квадрат.)



(здесь остаточным окажется белый квадрат)




(если смотреть на средне-серый квадрат на средне-сером фоне, то в глазах не появится никакого остаточного изображения, отличающегося от средне-серого цвета.)

Один и тот же серый цвет можно получить из черного и белого или из двух дополнительных цветов в том случае, если в их состав входят три основных цвета - желтый, красный и синий в надлежащей пропорции.

Желтый, красный и синий представляют собой общую цветовую суммарность. Глазу для его удовлетворения требуется эта общая цветовая связка, и только в этом случае восприятие цвета достигает гармоничного равновесия.

Принципы гармонии

Основной принцип гармонии исходит из обусловленного физиологией закона дополнительных цветов.

Два или более цвета являются гармоничными, если их смесь представляет собой нейтральный серый цвет.

Все другие цветовые сочетания, которые не дают нам серого цвета, по своему характеру становятся экспрессивными или дисгармоничными.

Большое значение имеет не только расположение цветов относительно друг друга, но и их количественное соотношение, как и степень их чистоты и светлоты.

Чрезвычайно важной основой любой эстетической теории цвета является цветовой круг, поскольку он дает систему расположения цветов. Цветовой порядок круга должен быть построен согласно законам пигментных цветовых смесей. Диаметрально противоположные цвета должны быть дополнительными, т.е. дающими при смешивании серый цвет.




Для гармоничной цветовой композиции важно количественное отношение цветов (подробнее в см. разделе «контраст по площади цветовых пятен»). Формула, которую вывел Гете:

желтый:красный:синий=3:6:8




Цветовой круг гармоничного соотношения основных и дополнительных цветов в их пространственных характеристиках.

Все пары дополнительных цветов, все сочетания трех цветов в двенадцатичастном цветовом круге, которые связаны друг с другом через равносторонние или равнобедренные треугольники, квадраты и прямоугольники, являются гармоничными.

Связка геометрических фигур, состоящая из равностороннего и равнобедренного треугольника, квадрата и прямоугольника, может быть размещена в любой точку цветового круга. Эти фигуры можно вращать в пределах круга.




Цветовые созвучия

Понятие «цветового созвучия» подразумевает возможность закономерного появления цветовых сочетаний, которые служат основой общей цветовой композиции.

Рассмотреть все цветовые комбинации невозможно.

Теория гармоничных созвучий совсем не стремится ограничить воображение, а скорее открывает более широкие возможности достижения различных выразительных проявлений цвета.

Выбор цветовых сочетаний и их модуляций как основы изображения не может быть произвольным.

Каждый цвет и каждая цветовая группа - это своего рода особая индивидуальность, которая развивается и живет по своим собственным законам.

Смысл цветового созвучия в том, чтобы правильно используя цветовые противопоставления, суметь добиться наиболее сильного воздействия цвета.

Цветовые созвучия могут быть построены на основе двух, трех, четырех или большего числа цветов.

Созвучие двух цветов.

На двенадцатичастном цветовом круге два диаметрально противоположных цвета являются дополнительными и образуют гармоничное соцетание, состоящее из двух цветов.

Если для построения созвучных цветовых сочетаний использовать цветовой шар, то получится почти любое число гармоничных сочетаний из двух цветов.





Созвучие трех цветов.

Если фигуры треугольников (равнобедренного и равностороннего) вписать в цветовой круг, то перемещая их вершины внутри круга (или шара) по своему желанию, можно точно определить то или иное гармоничное трезвучие.







При этом возникают два пограничных случая, когда одна из вершин треугольника находится на белом или черном полюсе.

При использовании  белого или черного в действие вступает контраст светлого и темного.

Созвучие четырех цветов.

Четырехцветные созвучия легко определить благодаря форме квадрата и прямоугольника, вписанных в цветовой круг.




Еще одна фигура для получения четырехзвучия - трапеция. Два цвета, расположенных рядом друг с другом, а два противоположны находятся справа и слева от их дополнительных цветов. Подобные сочетания стремятся к симультанному изменению, хотя и являются гармоничными, образуя при смешении черно-серый цвет.

Вписывая все эти фигуры в цветовой шар и, поворачивая их, можно получить очень большое число новых цветовых сочетаний.

Созвучие шести цветов.

В двенадцатичастный цветовой круг можно вписать правильный шестиугольник. Эти шестиугольники можно поместить в цветовой шар и, вращая их, получить на основе осветленных и затемненных цветов интересные цветовые комбинации.

Другой способ получения шестиугольника - присоединение черного и белого цветов к четырем чистым цветам (т.е. квадрату или прямоугольнику, вписанным в круг) (получается, правильный восьмигранник, вписанный в шар)




Аналогичным способом из вписанных треугольников получаются созвучия пяти цветов.

Иттен, конспекты, почитать, ДЗ, цвет, искусство

Previous post Next post
Up