декоративно-прикладное искусство

Dec 18, 2011 18:39

Вчера впервые побывала в музее декоративно прикладного искусства. Честно, я не ожидала, что понятие декоративно-прикладного искусства настолько шире того, что ограничено рамками моего сознания. Это далеко не одноразовый музей. Целью моего похода была выставка «школа Палеха». Экспозиция небольшая, но впечатляющая. Изображения на слегка выпуклых поверхности, выполненные в этой технике в силу этого характерного мерцания, создают удивительное ощущение трехмерности, хочется запустить руку внутрь изображения. И очень они все теплые! При этом очень странно смотрелись сюжеты на раннесоветскую тематику, выполненные в стиле иконы :) В одном месте я сначала подумала, что рассматриваю икону, а когда присмотрелась получше, то увидела портреты "троицы" Карла Маркса, Ф.Энельса и Ленина :) Жаль, что у них нет репродукций (только большая книга за 2тр), а фотографировать нельзя. Да, чуть не забыла, там в одном зале была экспозиция «Мастер игры. В.М. Якобсон», у меня в детстве была его книга, в которой рассказывалось, как из бумаги с помощью простых приемов можно сделать стилизованных животных, маски и прочее. Также, там есть "Детский центр", где они учатся делать что-либо художественное своими руками, и экскурсии для детей по постоянной экспозиции, посвященной детской игрушке. Похвально.

Продолжением этой темы стал сегодняшний поход на «Ладью».
Надо признаться, что никогда не стремилась глубоко проникнуть в подобные виды народного искусства. В моем детстве те же домотканые дорожки были атрибутом бедности или низкосортного мещанства… Поэтому над бабушками, которые расстилали ковры и дорожки, чтобы перед «людЯми» выпендриться,  даже посмеивались. Но благодаря этой выставке я получила еще одну возможность отстраниться от своего «нравится-не нравится» и попробовать заглянуть внутрь пространства, имя которому народное декоративно-прикладное искусство. Если нарисовать образную картинку, то я себя ощущала любопытным ребенком, который с темной улицы смотрел через запотевшее окно внутрь избы, откуда исходил яркий теплый свет, много звуков и вкусных запахов, а ребенок этот просто смотрел открывши рот на все это и ничего не понимал :) т.е. ему было очень интересно, но определиться с тем, нужно ли ему войти внутрь, он так и не определился, он до сих пор продолжает сидеть по ту сторону и с любопытством не без удовольствия наблюдать.

Любовь Михайловна нам провела отличную подробную экскурсию и указала на особые предметы, объяснила, почему это именно особые предметы, например, бывает так, что работа технически выполнена безупречно, однако композиция никуда не годится, т.е. это был такой тренинг по тому, как отличить искусство от не-искусства. Многие по ее совету купили уникальные вещи. Были некоторые вещи, которые мне эмоционально близки, и, наверное, я бы что-то обязательно  купила, если бы у меня был соответствующий интерьер уже сейчас, а покупать просто так я не умею, слишком уж практичная по жизни и на данном этапе не хочу излишне обрастать материальным, ведь это должно а) где-то храниться, б) как-то применяться. Тем более, что это все стоило денег (пусть и дешево для такого уровня работ), но и немало, чтобы спонтанно просто так купить «на будущее». Ведь то, что оно мне оказалось близким эмоционально, совершенно не означает, что оно мое с потрохами. Т.е. для начала надо решить проблему базиса, а все остальное тогда само соберется.

Некоторые вещи я, честно, до сих пор не понимаю, в чем их прелесть, т.е. не могу объективно оценить их по заслугам. Вот те же домотканые дорожки, ну убейте меня - я не могу проникнуть в них, как ни стараюсь, ну т.е. могу оценить, что это действительно серьезный труд, но не более того. И все же хотелось бы глубже понять, что есть ужасное, что есть шедевр, а что есть просто вещь, как одно отличить от другого. (Вот ответ по поводу восприятия домотканых дорожек, надо обязательно провести художественный эксперимент с полосками.)

Хотела выбрать себе Павлопосадский платок, но продавцы какие-то ну совсем не дружелюбные, в таком энергетическом поле трудно выбирать.  Девочки жаловались и на других продавцов, иногда впечатление, что они вовсе не заинтересованы в продаже своего по истине сложного товара, ведь ценителей, которые готовы хорошо потратиться, не так уж и много. (P.S. после еще раз подумала на тему, почему же вот лично я всегда так проникаюсь чужим декоративно-прикладным искусством, а к своему боюсь подойти... а вот именно из-за злобности бабок, мы сегодня их наблюдали, вот поэтому и будут они сидеть так дальше, а у бабок же на лице все написано, вот и обходишь их стороной... понятно, что там разные люди встречаются, хороших и добрых наверняка больше, но вот не даром говорят же, что "одна овца все стадо портит".)

Еще одним важным итогом посещения подобных мероприятий являются какие-то новые глубокомысленные выводы, открытия или раскрытие глаз на некоторые вещи, казалось бы, никак не связанные. В данном случае, как мне кажется, я наконец то осознала «свое стилевое пространство», т.е. то пространство, которое должно меня окружать, в котором я должна жить, чтобы в этой жизни чувствовать себя «у себя дома».

Давным давно, бродя по залам Пушкинского музея я увидела картину. Внутри меня что-то резко срезонировало, защемило и затрепетало одновременно, я ощутила глубокое родство с атмосферой сюжета. С тех пор прошло много лет, а воспоминания о той картине неизменно вызывают во мне все тот же трепет, желание оказаться там, внутри, ведь это же МОЕ!




Художник Михай Мункачи (1844-1900), Венгерская живопись «Составление букета».
Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

культпоход

Previous post Next post
Up