Играем в сказки с пластилином и красками. День 2. Лепим "элементарные частицы"

Oct 10, 2011 21:01

А давайте будем лепить шарики!
"Ну и что тут такого?" - спросите вы. "А вы пробовали лепить шарики? Как давно?" -  спрошу я. Попробуйте!
Их можно катать между ладонями, и насколько разные получаются ощущения при различной силе сдавливания и различной скорости катания! Их можно катать кончиками пальцев, а можно просто сжимать пальчиками с разных сторон, и можно катать ладонью по столу, в этом случае получаются такие замысловатые формы, а если изначально кусочек пластилина был разноцветный, то какие красивые получаются разводы! Кстати, этот прием пригодится рукодельницам, кто делает фимо-бусины. Бесконечное число возможностей и такое же множество результатов!




А кроме этого в процессе мы ненавязчиво обращаем внимание на:
  • цвет и форму, мы учим названия цветов, категории темный-светлый, и знаем, как получается шарик, а как яйцо и  т.п.
  • мы учим категории один, два, три … много. Ведь просто знать, что эта цифра есть «два», а эта «четыре» - пока особо никакого смысла, а вот понимать, что в этой кучке два шарика, а вон в той пять, в этом уже что-то есть
  • мы понимаем абсолютные и сравнительные категории: маленький, большой, самый маленький, больше-меньше
  • мы пробуем собрать все шарики в цепочку, получается веселая гусеничка. И наша гусеничка начинает бегать по лесу, искать листики и кушать их.
 


 
Такой игры хватает надолго, причем сначала хватает просто катания шариков, после дочь меня мучила вопросом «это какой?» - имелось в виду цвет, т.е. она сама знала уже, но проверяла меня.

Для игры с гусеничкой можно собрать листья на улице или можно нарвать бумажек, например от упаковки. Кстати, сам процесс рвания бумажек очень увлекательный, а если после из них устроить фейерверк, это еще одна буря восторга, а после этого такую разноцветную полянку можно использовать как полянку для гусенички, она там ползает, шуршит листиками и кушает их. Постепенно мы вводим новых персонажей, например, берем маленького цыпленка, который тоже пришел на полянку, дальше можно сделать все мирно, что они встретились и подружились и т.д., а можно сделать так, что гусеничка - это же в реальности корм для цыплят, вот гусеничка начала скрываться от цыпленка, здесь можно разбиться на роли, в зависимости от того, кому в данный момент больше симпатизирует ребенок.



На самом деле из шариков можно лепить и более сложные конструкции: все помнят мультик про лошарика. У нас это все пока что в планах.  Так что даже при таком ограниченном исходном наборе можно получить неограниченное число возможностей.

А теперь давайте лепить колбаски :)
Как и в истории с шариками, процесс лепки колбасок может быть не менее увлекательным. Что делаем мы.


  • Катаем колбаски между ладошками, катаем по столу, выравниваем утолщения пальчиками. Параллельно с этим мы:
  • изучаем цвет, названия цветов и оттенков
  • колбаска - это новая форма в сравнении с шариком
  • мы начинаем различать категории длинный/короткий, очень длинный, короче/длиннее и т.п.
  • мы начинаем изучать категории тонкий/толстый, очень тонкий, толще/тоньше и т.п
  • Колбаска - это формообразующий элемент сам по себе, если для получения какой-то формы с шариками нам нужно было несколько шариков, то тут мы можем сначала обойтись одной колбаской. Мы можем сложить колбаску в кольцо и сделать игрушечный бублик, можем сложить восьмерку, можем скрутить  в жгутик. Все это разнообразие приемов пригодится позже, когда мы будем лепить что-то более сложное.



  • Можно просто поиграть в змейку и сравнить змейку с гусеничкой, по идее, они должны двигаться по-разному, они вообще, кроме схожести по длине, разные.
  • Еще мы можем из колбаски сделать ножки и ходить  туда-сюда, можно приговаривать всем известную «говорилку» про маленькие ножки бежали по дорожке/большие ноги шли по дороге. Уж не знаю почему, но это очень веселит ребенка :)
  • А можем прилепить ножки, например, к шишке, и шишка у нас теперь тоже становится «подвижным» объектом. Вообще, любой предмет теперь может быть с ногами :) И теперь  можем взять гусеничку и шишку, отправить их по дорожке и сравнить, как они ходят (гусеничку ведет дочь, а шишкой управляю я). При этом мы можем что-то приговаривать, совершенно неважно что, например, обыграть, как гусеничка и шишка ходили на пруд кормить уток или как они убирали игрушки, или как гусеничка кормила шишку. Со стороны звучит как полный бред, но это так радует ребенка :) Я стараюсь выбирать «животрепещущие» для нас темы, чтобы показать, как работает «правило», что «все делают так» (кушают супчик, убирают за собой игрушки, ложатся спать и т.п.)

 

Все идеи приходят спонтанно, в процессе занятия, мы никогда не знаем, что у нас выйдет. Возможно, что сегодня будет «не наш день», и у нас ничего не получится, а бывает очень весело и захватывающе! И очень часто сначала я одна сижу и что-то леплю-приговариваю, а дочь просто с любопытством наблюдает или вообще занимается своими делами, но не разрешает мне уйти, говорит: "Мама, играй в пластилин!" Иногда такое пассивное наблюдение длится несколько дней, а после вдруг и она начинает что-то делать. Я сделала вывод, что для успеха необходимо и достаточно а) самому уметь погружаться с головой в процесс и б) иметь терпение.

Расскажите, а что получилось у вас?

Чтобы получать все дни нашей недели на свой электронный адрес, подпишитесь на нее, заполнив форму:

тренинги, "мама-давай-играть!", мамское, детское

Previous post Next post
Up