Домашнее задание 1. Разобрать типы линий на примере художественных произведений.

May 17, 2011 03:04

Домашнее задание по разбору линий на примере трех художественных работ.
"Портрет балерины Т.П.Карсавиной" Валентин Серов
"Портрет С. Дягилева" Пабло Пикассо
"Портрет Симонетты Веспуччи" Сандро Боттичелли


1.
Валентин Серов. Портрет балерины Т.П.Карсавиной. 1909
(скорее всего это уголь, где сейчас хранится пока выяснить не удалось)



В процессе восприятия сначала возникло ощущение легкости, грации, гибкости, достоинства. Это пришло из линий руки, вторящему им  вырезу на спине, осанки, профиля, опущенных глаз (в первую очередь взгляд начал как-будто скользить по этим контурам, где-то слегка ускоряясь, где-то спокойно слегка касаясь линии, а где-то даже закручивался на поворотах в силу дробности линий). Сначала даже возникло ощущение странного покоя, удовлетворенности чем-то, и вместе с тем какого-то приятного движения внутри. Но линии локонов, такие упругие, энергичные, где-то даже жесткие, сначала шептали, давая о себе знать, как только глаз за них "зацепился", они заговорили во весь голос, что покой - это на самом деле логическое завершение серии экзерсисов. Закрытые глаза как символ окончания чего-то и легкие, резко ниспадающие линии полотенца подтверждают это предположение, а отклик в теле в виде какого-то приятного движения - это очень знакомое ощущение из личного опыта, когда после хорошей физической нагрузки тело как бы благодарит меня за эту работу.

2.
Портрет С. Дягилева, рисунок Пикассо.



После первого рисунка мне почему-то захотелось воспринять именно рисунки Пикассо. Когда я нашла этот рисунок, то сначала было какое-то противоречие. Оказалось, что противоречие крылось в том, что мозг начал навязывать свое знание о личности Дягилева. Это реально мешало, но когда причина была устранена, то получилось вот что.
При восприятии возникло ощущение цельности, замкнутости, в смысле что наружу ничто не уходит, все внутри и все по делу, никаких лишних телодвижений, ощущение жизни со спокойным дыханием полной грудью, возникло ощущение довольства на грани с самодовольством, горделивости, ощущение одновременно взгляда сверху вниз и в будущее, причем глаза и губы находятся как-будто в полуулыбке, что говорит о том, что человек уверен в себе, в своем будущем: "Да-да, а вы Как думали?" (как бы в противовес кому-то, кто может быть не совсем с ним согласен в том, что будущее будет успешным).  Возникло ощущение покоя, уверенности, и, что показалось странным, твердости и мягкости одновременно. Мягкость идет от изгиба полей цилиндра, от изгиба трости, от изгиба брови переходящей в линию носа, от двойного подбородка, от мягкости взгляда и этой полуухмылке-полуулыбке, от линии в меру покатых плеч, перетекающей в линию руки, линии кисти руки. Но вместе с тем есть твердость в устойчивой опоре на трость, в форме цилиндра, в цельных формах одежды. И даже если и есть асимметричность в позе, то она (поза) все равно кажется устойчивой (центр тяжести остается на месте, линия верха цилиндра, линия полей, линия плеч как-будто уравновешивают друг друга). Если твердость, то какая? Это не твердость камня, здесь идет ощущение тепла, жизни, это твердость дерева, причем не просто дерева, а, наверное, дуба. А складочки на одежде как-будто одним точным движением высечены из дерева.

3.
Название по одним данным "Портрет молодой женщины", по другим "Портрет Симонетты Веспуччи"
С.Боттичелли, 1476-1480, дерево, темпера, Берлинская картинная галерея



Первое впечатление от линейности - жесткость, упругость, дробность, скрытая энергия, которой что-то не дает выйти, но она нашла выход и сочится через зрачки глаз, ощущение даже какой-то неравной борьбы. Во время восприятия в теле появилась сильная сжатость челюстей, плечи распрямились, спина выпрямилась, но при этом возникло ощущение скованности, невозможности движения, и глаза как-будто рвутся наружу.
При дальнейшем рассмотрении деталей прежнее ощущение жесткости куда-то ушло. Да, линия губ жесткая, профиль очерчен тоже вполне жестко, но вот линия плеч и спины совершенно не производит жесткого впечатления, т.е. жесткость какая-то вынужденная, неестественная, как сопротивление чему-то.
Складки на одежде тоже создают жесткое впечатление, как-будто изнутри что-то рвется наружу, а поверхность не пускает, а из-за создавшегося давления получились эти складки (как это бывает надувным матрасом, грубая параллель, но суть отражает). Т.е. скрытую энергию не пускает поверхность. Часть белой ткани - это то, чему все равно удалось вырваться.
Волосы настолько разные по линейности, есть извивающиеся как змеи локоны, есть бессильно свисающие, есть кончики волос, которые еще с чем-то борются, но уже сил недостаточно. И все эти волосы туго связаны не менее тугой и жесткой косой из которой как слезы светятся жемчужины, эти слезы - тоже как внутренняя энергия, которая не могла найти выхода наружу, а смогла только просочиться через маленькие щелочки в косе. Другие тугие перевязи вокруг головы еще больше усиливают ощущение скованности внешними обстоятельствами. Крупные жемчужина надо лбом - это испарина, результат какой-то борьбы.
Мне показалось, что в данной работе передано, как внешние обстоятельства не дают энергии выйти наружу, показана борьба внутреннего и внешних обстоятельств. Да, борьба неравная, победил сильнейший, но это была именно борьба на равных, поэтому проигравший все равно с гордо поднятым взглядом. Взгляд этот уносится вперед, вопреки всему. И неслучайно этот взгляд расположен на уровне низа светлого окна, что подчеркивает это ощущение победы нематериального (уносящийся в окно взгляд) на фоне поражения материального (оставшегося в темнице скованного тела).

"не что а как", ДЗ

Previous post Next post
Up