Мой дорогой батюшка

Mar 21, 2014 15:39

Город Торжок - первый русский город, в котором мне довелось жить. Многое в нем для меня наполнено особым значением. Отец Леонид - первый русский сельский приходской священник в моей жизни. Он был одним из тех, благодаря кому выстояло православие в безбожное советское время и началось его трудное возрождение в 80-е годы прошлого уже двадцатого века.
С незабвенным отцом Леонидом я познакомилась сначала заочно. Я работала во Всероссийском историко-этнографическом музее в Торжке, и мы с сотрудниками объезжали деревни Торжокского и Кувшиновского районов. Разговаривали со старожилами, расспрашивали об истории деревень и сел, собирали экспонаты. В Бараньей горе, Велеможье, Таложне и других деревнях нам рассказывали о священнике из села Красное. Он незадолго до нас бывал в домах пожилых жителей: кого-то исповедовал и причащал дома по болезни, кого-то расспрашивал о приходской жизни до закрытия местных сельских храмов, кого-то отпевал… Все окрестные храмы в Таложне, Бараньей Горе, Рашкино, Пречистой Каменке, Ново были давно уже закрыты, некоторые разрушены, разобраны на стройматериалы. В Торжокском районе священнодействовал только один сельский храм. Во время очередного объезда окрестностей Торжка мы приехали в село Красное. Место храма св. Михаила Архангела, что на Осуге - старинное. Есть косвенные свидетельства, что храм на этом месте уже третий по порядку, а при Петре I там был монастырь, упраздненный и обращенный в приходскую церковь.

Красивый стройный храм в селе Красном видно издалека. Высокая колокольня, как маяк, указывала нам дорогу к храму через поле. Рядом - небольшое, всего из нескольких домов, село. Подъехав ближе, мы увидели, что колокольня храма окружена строительными лесами - но не такими, которые нам привычно было наблюдать при реставрации, а тоненькими жердочками, слегка связанными между собой мостками. Навстречу нашей музейной «буханке» вышла женщина с сияющими глазами и светлой улыбкой. Это была матушка Галина. Мы спросили, можно ли поговорить с настоятелем храма. Матушка Галина ответила: «Можно, - и подняв голову к строительным лесам колокольни, позвала. - Батюшка!».
Отец Леонид в рабочей одежде спустился к нам с лесов, где поновлял осыпающуюся штукатурку, показал нам храм и гостеприимно принял нас в своем доме. При встрече с отцом Леонидом невозможно было не попасть под обаяние его добрых, мудрых, веселых глаз, всего его облика. Он был очень красивым и светлым человеком. Вместе с матушкой они так приветливо принимали всех богомольцев и путешественников в простом и просторном доме. Иконы в красном углу, окно во всю стену, через которое виден храм. Бревенчатые стены, большая русская печка, длинный стол. При всей скромности мебели в комнате фортепиано, на котором матушка учила дочерей музыке. На стенах пейзажи с видами русской природы. Потом мы узнали, что это работы батюшки. Он рассказывал нам позже, как молодым художником, здоровым, счастливым в браке, вдруг затосковал. И, «духовной жаждою томим», обратился к вере, к Православной церкви. Художественное образование пригодилось в церкви: государство не выделяло денег на реставрацию, нанимать мастеров было не на что.
В доме обращал на себя внимание портрет церковного иерарха - нам рассказали, что на нем изображен митрополит Николай Ярушевич. Этот знаменитый церковный деятель был связан с селом Красное: его мать происходила из семьи тверских священников Прилуцких. Сохранившиеся метрические книги 1913г. свидетельствуют, что настоятелем храма был священник Сергей Прилуцкий. Семья родителей имела в Красном летнюю дачу, реквизированную в 1918г. под районную просветительскую организацию. Митрополит Николай Ярушевич помог добиться восстановления богослужений в закрытом большевиками Михайло-Архангельском храме после Великой Отечественной войны. Благодаря его заступничеству храм не был закрыт и позже, в хрущевское время, когда продолжались гонения на веру и закрытия церквей.

Скромный чай или праздничное застолье, всегда предваряемые и завершаемые молитвой, собирали в доме о. Леонида разных людей из разных мест. В этом доме можно было встретить профессора живописи и народного артиста из Москвы, журналиста из Твери, священников из разных епархий, ребят-ратоборцев из Торжка, предпринимателей и скромных сельских бабушек. За большим столом умещалось несколько десятков человек, особенно в дни престольных праздников.
Мы приезжали в село Красное на литургии в разное время года: зимой, осенью, летом. Дорога в 30 км занимала час, было время приготовить свое сердце. Иногда из-за распутицы дорога к храму была непроездной, и приходилось поворачивать обратно в Торжок. Иногда заставали в храме батюшку, матушку Галину и одну прихожанку. Чаще на клиросе подпевали дочери: Аня, Маша, Света, Надюшка. Но служба все равно совершалась даже в абсолютном пустом храме. В престольные праздники - святого Михаила Архангела и особенно в летний праздник святых апостолов Петра и Павла - люди приезжали в храм не только из соседних деревень и Торжка, но и из Твери, Москвы.В этом храме о. Леонид крестил моего младшего сына, а старший впервые причастился.



Летом было особенно радостно: это место очень живописно. Радовал глаз сад перед домом гостеприимной семьи священника, благоухали поля и луга. Однажды нам показали обрыв над высоким берегом реки Осуги неподалеку от села. Осуга - приток Тверцы - быстрая, холодная и чистая. В 18-19 веке на Осуге стояло множество мукомольных мельниц и мука «осуйского» помола особенно славилась в Санкт-Петербурге. Вид берега с мощными строевыми соснами запомнился надолго. Когда возвращались, увидели две радуги над храмом. На дорогу батюшка щедро оделил нас цветами. Помню, как возвращалась в Торжок с охапкой белых пионов из священнического сада и чувствовала себя такой счастливой, что даже написала несколько стихотворных строк:

«Господи, вот какова благодать!
Тихой дорогой над тихими рощами
Шествовать молча. Молчать и внимать
Миру, что создан одним Твоим росчерком

Радуг дуэт над землей невозможною
Садом и домом, где вера в Тебя
Все озаряет. И искрами Божьими
Осыпано все - в этот вечер и я».

Энергии и христианской любви отцу Леониду хватало не только на свой приход. Ежегодно он совершал молебны в разрушенном храме Преображения Господня в Бараньей Горе. По легендам, этот храм был воздвигнут на месте одной из жестоких битв русских воинов с монголо-татарами в 1238г. Наступая на Новгород, завоеватели встречали отчаянное сопротивление отступавших новоторов. Название места - гора Брани - преобразилось в Баранью Гору. Грандиозный пятиглавый храм, как предполагается, воздвигнутый по проекту В.Стасова, ветшал разоренный, напоминая о славном прошлом.

По благословению отца Леонида начались крестные ходы в деревню Ново Кувшиновского района, к источнику у разрушенного храма. Они совершались ежегодно на Светлой седмице в Праздник иконы Божьей Матери Живоносный источник. Приезжали настоятели храмов Торжокского района, села Голенково. Несколько десятков богомольцев из Торжка, Кувшиново, Москвы, Твери, Осташкова прибывали в это глухое и малолюдное болотистое место. От ближайшей к источнику деревни шли с хоругвями и иконами, с пением и молитвами, совершался водосвятный молебен над водами источника. Всех паломников охватывала Пасхальная радость, когда священники возглашали: «Христос Воскресе!». И мы отвечали, ликуя: «Воистину воскресе!», подставляя лица и руки под брызги освященной воды.
Отец Леонид умел не назидательно, без поучений вдохновить людей на добрые дела во Славу Божию. Один из таких примеров - возрождение Троицкой церкви в Торжке. По благословению о. Леонида новоторжский умелец, художник-кузнец Евгений Мушкин облагородил святой источник у деревни Дальняя Троица. Крест над источником, вдохновительный девиз «Творите добро!», ажурная ограда украсили родник, к которому потянулись люди за святой водой.



А вслед за источником по благословению отца Леонида взялись новоторы за восстановление храма Дальняя Троица. К началу 1990-х гг. этот храм представлял из себя руину с обрушившимся сводом и куполом. Его окружало полузаросшее кладбище. Он разделил судьбу других новоторжских храмов: перед 1917 годом в городе их было 33 и два монастыря, а в 1990-х действовал только один храм. Из 27 сохранившихся церковных зданий некоторые были в наиболее плачевном состоянии: кладбищенская Иоанно-Богословская, Ново-Вознесенская, Власьевская, Пятницкая, Покровская, Крестовоздвиженская, Троицкая. Остовы разрушающихся церквей немым укором свидетельствовали о духовном упадке страны.

А ведь храм Дальняя Троица - наследник древнего монастыря «по конец посаду вверх по Тверце по реке», основанного не позднее 16 века. Археологи считают, что на городище над Тверцой люди селились с 3 века нашей эры. Приходская церковь была построена в конце 18 века и могла бы прослужить века, но после вывода городского архивохранилища ее бросили без призора и заботы. По молитвам о. Леонида и трудами новоторов было сделано невозможное. Погибающий храм возродился, в нем снова служат литургии. Последние 15 лет священнического служения о. Леонида связаны с этим храмом на окраине Торжка. В эти годы отец Леонид был благочинным, и при нем происходило трудное и радостное возрождение новоторжских храмов.

К сожалению, бывает в современной России так, что строительство новых храмов, внешнее благолепие опережает духовный рост прихожан. «Церковь не в бревнах, а в ребрах» - гласит пословица. Рядом с отцом Леонидом духовно росли и менялись люди. Каждому хотелось соответствовать тому христианскому образу, который добрый и светлый батюшка видел в нас.
«Будьте просто священниками - это уже так много! Человек, который силой благодати Святого Духа может совершить Литургию, может окрестить ребенка, может помазать миром, это немало, это нечто столь великое!» - обращался митрополит Антоний Сурожский к собратьям-священнослужителям. Отец Леонид и был «просто священником» - и это было очень непросто в безбожные 70-е, равнодушные 80-е, смутные 90-е, коммерческие нулевые.
Светлая память доброму пастырю отцу Леониду!

Дальняя Троица, Торжок, протоиерей Леонид Новиков

Previous post Next post
Up