Чем старше становлюсь, тем больше у меня претензий к школьной системе, через которую я в свое время продралась. Вот еще десять лет назад думала, что получила замечательное школьное образование, а вот теперь я что-то так не считаю.
Особенно много у меня претензий к тому, как подается школьникам история.
Как сейчас помню- когда мы говорили об истории родного края, то есть Кировской области, история как будто начиналась с образования города Хлынова. О тех, кто жил тут до прихода пришельцев, говорилось коротко - @они были язычники@. Вот так, без особого рассусоливания, и дальше все про русских, как в том анекдоте - @если бы у рыбы была шерсть, в ней водились бы блохи@. А кто они были, эти @язычники@? В кого верили? Как молились? Что они делали? С кем торговали? С кем воевали? Кому платили дань? Чем платили дань? Почему ее платили? где были их городища? Что такое городище? Куда они потом все делись? И почему я обо всем этом начинаю думать и узнавать только сейчас, когда смертная тоска школы наконец до конца выветрилась из моей головы?
Мы на уроках истории не смотрели историческое кино, а единственные картинки были картинки в учебниках - малочисленные и бледные. До сих пор помню картинку про торговлю рабами - просто потому, что она была хорошо нарисована - единственная во всем учебнике. За 10 лет школы я, наверно, увидела дай бог одну скульптуру эпохи Возрождения, и то черно-белую и с подрисованными усами. Однако это никого не волновало. Зато наша суровая, нагоняющая на нас страх учительница истории нашими силами создала в школе краеведческий музей - с чугунными утюгами, конечно же, и с пеньем частушек. Я как могла, косила от этой деятельности, подташнивало от претенциозности.
В старших классах я едва не засыпала на уроках, потому что всю новейшую историю нам давали под запись. Какое там отслеживание причинно-следственным связей в истории, какое там понимание исторических процессов - пиши давай быстрей!
Помню, с каким нетерпением я ждала астрономию в 11 классе - мне расскажут про звезды! Мне покажут планеты! Я пойму как устроена вселенная!
На деле вышло так - мы один раз посмотрели на луну из парка рядом со школой, а потом до конца курса вычисляли по каким-то безумным формулам межзвездные расстояния или что-то вроде того.
Вы будете смеяться, но я, неглупый вроде бы человек, из школьного курса совершенно не уяснила, что динозавры все вымерли, и только благодаря этому млекопитающие получили шанс к эволюции. Я всерьез думала, что мамонт, грубо говоря, произошел от динозавра. Это явное несоответствие мучало меня, и будучи лет 15 от роду, я набралась смелости и пристала к отцу (не к учительнице!). Инженер -электрик за три минуты на пальцах объяснил мне что к чему.
И такое положение вещей мне тогда казалось нормальным и само собой разумеющимся.
А сейчас я в полной растерянности вспоминаю это и думаю - ЗАЧЕМ?! На что ушло это бесценное время? Почему его так бессовестно тратили на всякую ерунду?
Слава богу, я была читающим ребенком и читала буквально все подряд. Слава богу, меня отдали в музыкальную школу, и там я услышала имена - Бородин, Моцарт, Шопен. Слава богу, какое-то время моя мама выписывала журнал Крестьянка, а там печатали шикарные репродукции Левитана, Куинджи и иже с ними.
Когда мне было лет 10-11, у меня была мечта, которую я смаковала перед сном - как будто я иду в другую школу, а там такие лаборатории! и такие книги! и еще показывают кино! и ныряют с аквалангом! и ходят ночью в лес, чтоб научиться ориентироваться по звездам! Теперь я знаю, откуда росли ноги у этой мечты - это я ощущала ущербность нашей поселковой школы и равнодушие преподавателей к своему предмету.
Единственные два предмета, которые нам хорошо давали действительно профессиональные педагоги - это алгебра и русский. К ним у меня претензий нет.
А так - я плохо отношусь к школе.