Как я уже
писала, этим летом мы приехали в Феодосию на работу - реставрировать знаменитое панно "Бригантина" на фасаде
музея А.С. Грина, созданное в 1981 году Саввой Бродским (автором музея, иллюстратором первого издания собрания сочинений Грина) и его помощниками: Александром Бродским и Ильёй Уткиным.
Центральная часть панно представляет собой гипсовый рельеф. Левая и правая часть панно были выполнены в технике фрески. Прошло уже более 30 лет. Если говорить о художественных достоинствах работы, то её ценность не вызывает никаких сомнений. Тонко выполненный сложный рельеф. Интересно решена сама композиция панно. Игра теней и света на элементах рельефа и контррельефа в различное время дня, в сочетании с лаконичными пятнами цветных плоскостей - всё это было свежо и ново для советского монументального искусства тех времён.
Единственным недостатком работы можно считать саму технику и материал исполнения. Рельеф был изготовлен из гипсовых блоков, которые потом монтировались на стене. Не говоря уже о том, что гипс не предназначен для использования в экстерьере, защитное покрытие (восковая эмульсия) в условиях юга оказалось очень недолговечным. Да и сами фрески были выполнены на весьма непрочном основании обычными темперными красками. Уже через год после открытия работу пришлось реставрировать. В первое время её подкрашивали сами авторы, а затем, придерживаясь авторской технологии (примерно каждые 5-7 лет) - местные художники. Но результат был прежним.
2.
МУЗЕЙ АЛЕКСАНДРА ГРИНА, барельеф у входа, Крым, Украина, 1981г. Фото нашла
здесь.
В настоящее время возникла возможность попытаться восстановить панно с применением новых материалов: акриловых пропиток, фасадных атмосфероустойчивых красок, специальных защитных лаков. От воска решили отказаться.
Работы по реставрации начались в середине июля 2013 года и закончились в канун дня рождения Александра Грина - 22 августа. Сначала панно расчистили от грязи и остатков воска, зашпаклевали трещины, восстановили утраченные детали рельефа. Затем была произведена пропитка всей поверхности специальным составом, который, глубоко проникая в поверхность гипса, укреплял его и в то же время увеличивал адгезию (проникновение, сцепление) последующих тонирующих слоёв. Используя сохранившиеся старые фотографии, был восстановлен цветовой тон и восстановлена авторская фактура в центральной части гипсового рельефа.
После расчистки рельефа с изображением города, стали видны тонкие детали, которые раньше были скрыты под наслоением воска от предыдущих неумелых реставраций. Город был заново раскрашен и засиял на сине-зелёном фоне моря.
Левая и правая фрески были также отреставрированы с применением современных атмосфероустойчивых красок. И в завершение, всё панно было покрыто защитным акриловым лаком.
Следует отметить, что и сама музейная площадь изменилась: мощение цветной плиткой придало ей праздничный нарядный вид, а обновлённое панно "Бригантина", подобно картине в хорошей раме, обрело новое звучание.
Реставрацию выполнили: художник-монументалист Павел Тараненко и художник-реставратор феодосийского музея А.С. Грина Борис Николин.
Все работы по реставрации спонсировал
Благотворительный фонд Петра Порошенко.
3.
"Бригантина", начало реставрации...
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Реставрация закончена.
21.
Борис Николин и Павел Тараненко. Работали по 12 часов в сутки, в довольно трудных условиях южной жары...
22.
23.
Веб-камера online - Феодосия, панно "Бригантина" Лучше смотреть утром, освещение хорошее.
Статья Игоря Татаринцева, напечатанная в феодосийской газете "Победа".