Я вот тут все порываюсь написать, как удалось съездить на замечательную юмористическую ролевую игрушечку в прошедшие выходные (мастер
_js_) и все никак слова подобрать не могу, чтобы и не трактат накатать и чтобы понятно было. Похоже, что и не подберу. Большинству моих френдов все равно будут не интересны детали описания несуществующего мира и частности, касающиеся непонятного поведения непонятно кого непонятно где. Относительно прошедшей игры из конкретики скажу только две вещи:
1.
_js_ крут и его команда помощников тоже (да, это беспардонная реклама!)
2. Очень жаль, что у меня не достало сил лучше подготовиться к игре самой. Подготовка бы того стоила. И, возможно, помогла бы мастеру.
Теперь попытаюсь сформулировать, зачем я вообще опять начала тратить время на ролевые игры после перерыва в несколько лет. Возможно кому-то эти соображения покажутся полезными.
1. Любая деятельность, непрерывно осуществляемая на протяжении некоторого времени, обладает свойством создавать ощущение, что именно она и является чем-то, что действительно имеет значение в отличие от всего остального. Очень многие люди поддаются этой ошибке восприятия в столь высокой степени, что начинают полагать, что существует только один правильный образ мысли и только одна истина. При этом подавляющее большинство (европейцев, во всяком случае) полагает, что и Мир представляет собой некую объективную реальность и главная задача каждого конкретного индивида - уловить истинную реальность, тут-то и настанет ему, индивиду, счастье.
На самом деле любой, кто захочет поэкспериментировать с своим сознанием, легко (ну, относительно легко) может убедиться, сколь изменчиво не просто восприятие Мира, но восприятие истинности восприятия Мира. На самом деле, отчасти этот феномен известен почти всем. Все ведь знают, сколь тяжело отключиться от текущих рабочих дел в первые дни отпуска, они, эти дела, кажутся истинно важными, и как тяжело возвращаться к этим же рабочим делам после достаточно длительного отсутствия включения в них. Потому что они кажутся чем-то таким неважным, по сравнению с...
На самом деле, практику "смены деятельности" столь часто рекомендуемую психологам простым смертным можно значительно расширить и углубить, насильно поменяв мировосприятие. Сначала мозги будут сопротивляться и желать знать, зачем их вообще заставляют заниматься очевидной ерундой, ведь ясно же, что Истина-то в другом, но потом втянутся, причем настолько, что уже прежняя Истина будет казаться какой-то странной, необоснованной ерундой. При этом, если очень активно стараться, то можно потерять связь с этой реальностью (заиграться, сойти с ума).
Забавно, что в повседневной речи мы часто используем оборот "он потерял связь с реальностью", но при этом крайне редко осознаем, что он потерял связь с нашей реальностью, но установил ее с какой-то другой. Эта другая реальность кажется чем-то придуманным, нереальным, ведь мы же знаем (якобы), что в реальной реальности живем мы, а совсем не тот, который "потерял связь". Я говорю "якобы", потому что если вдуматься, то совершенно непонятно, почему именно нашу реальность мы полагаем истинной.
На этом месте у сторонников идеи существования единой объективной реальности обычно возникает возражение такого плана: а ты, типа, подойди к окну, представь, что земного притяжения не существует и прыгни. Вот и выясним, есть ли в природе объективная реальность или нет.
На это возражение можно привести много контраргументов, например:
1. Переключить мозги на восприятие новой реальности не такая простая вещь, на это требуется время и усилия. И чем значительнее новая реальность отличается от прежней, тем больше их требуется. За пять минут перед окном этого не сделаешь.
2. Чем больше вы меняете восприятие своей действительности, тем меньше у вас контакта с остающимися в прежней реальности субъектами. И наоборот, тем меньше у них контактов с вами. Иначе говоря, если вы сможете настолько "заиграться", что гравитации в вашем мире не останется, то и подначивающего вас субъекта там тоже не останется. Если он все еще есть, это однозначно свидетельствует о том, что вы еще недостаточно "заигрались", чтобы прыгать.
3. Если подначиваемый все же прыгнул, то у оставшегося наблюдателя нет никаких способов проверить, что тот при этом почувствовал (был, например, в его восприятии мира удар о землю или нет). А тот факт, что он наблюдает улетающее вниз тело, свидетельствует только о том, что сам-то он остался в прежнем мире, в котором гравитация вполне действует. Что, в общем-то, естественно.
Теперь о важном. Точнее о том, как со всеми этими разглагольствованиями связаны ролевые игры.
Дело в том, что в тот момент, когда вы находитесь во власти убеждения истинной важности каких-то действий, на вас очень легко воздействовать. Примеры: манипуляции представителями массмедиа, политиками, просто крикливыми людьми общественным мнением, работодателями в отношении работников (ты не можешь не сдать этот проект, это же так важно - я не могу не сдать этот проект, это же так важно), учителями в отношении учеников (если ты не напишешь контрольную - ад разверзнется под тобой и поглотит тебя грешного), ну и т.д. Один из способов уменьшить вероятность возможности манипуляций вами другими людьми - это переключать иногда на непродолжительное время свое восприятие основной рабочей версии реальности на некую альтернативную реальность путем загрузки в РПГ. После выхода из игры наблюдается ощущение перезагрузки мозгов. На мой взгляд - весьма благотворное.
2. Некторые неожиданные роли иногда внезапно поворачивают Мир (=сновную рабочую версию реальности) неожиданной стороной.
3. Банально, но РПГ расширяют кругозор. Это, конечно, в том случае, если выбираться на разнообразные по сюжету и отыгрываемым мирам игры.