Была на выставке в ГТГ: Наталия Гончарова "Между Востоком и Западом". На выставку шла с безобразным настроением. "Не шлось" мне, буквально заставляла себя идти. Я когда на Крымский вал пришла, уже хотела развернуться и уйти, но слишком манил меня гончаровский павлин,выбранный заглавной картиной выставки. Всегда поражаюсь способности и тонкому чутью организаторов таких выставок выбирать заглавную картину выставки. Надо ведь найти такую,которая наилучшим образом отразит все грани таланта. На моей памяти не было ещё ни одной неудачи. Впрочем, профессионалы они и есть профессионалы. Так вот этот "Павлин" действительно отражает всё творчество Наталии Сергеевны - тут и абстракционизм, и примитивизм, и народность. Проще говоря, и выставка, как и театр, начинается с вешалки.
Когда-то я была уверена,что такое искусство, заканчивающиеся на "изм" мне абсолютно не нравится. Я была мала, глупа и мало чего понимала, с тех пор,правда, и мало что изменилось. Кроме одного - теперь я знаю, что нет такого искусства, которое мне не нравится. Есть такое, с которым я не знакома. Вот эта выставка из этой серии. Конечно, я знала, что была у нас такая пара художников - Гончарова-Ларионов и существовало направление "лучизм" и на этом мои знания о Н.С., пожалуй, кончались.
Поначалу картины не вызвали никаких эмоций, просто красиво и всё. Ещё раз красиво,мило, опрятно, приятно и всё. А потом к середине я очевидно прониклась творчеством Наталии Сергеевны. И поняла, что её крестьянский цикл напоминает мне таитянские пасторали Гогена, подсолнухи вызывают воспоминания о Ван Гоге. Но больше всего меня поразил её испанский цикл. Он находится в центре выставки и испанская тема тянется через всё творчество художницы. Как-то когда смотришь абстракции,беспредметные, наивные работы забываешь о том, что художник умеет "нормально" рисовать. То есть он умеет писать правильные черты лица,прорисовывать мельчайшие детали. И вот на этом испанском цикле меня и стукнула эта мысль. Потому что это совсем другая Гончарова. Какая-то более поэтичная, нежно-романтичная и очень светлая. У женских фигур есть лица, руки. Неважно, что всё остальное скрыто или за кружевными накидками или вновь превращено в абстракцию. За то как это написано-кружева тончайшие, воздушные,светящиеся, лица мягкие, даже улыбающиеся.
И это, на мой взгляд, очень современное искусство. То есть, я могу себе представить как дико смотрелись в России её первые работы и почему Гончарову за написанные религиозные сюжеты обвиняли в кощунстве и даже судили. Потому что это абсолютно сегодняшнее искусство. В связи с этим очень удивляют даты на холстах - 1910-е, 20-е... Какое начало 20 века? Это же вот могли написать только вчера.
Наряду с "Испанским циклом" мне очень понравилась её "космическая серия", написанная фактически на закате жизни. И на выставке она так скромненько висит в углу, рядом с монументальными "Купальщицами". Всё очень просто, ничего лишнего и действительно космическое пространство. По-моему, космос выглядит только так. Если у Испанок запоминающийся цвет-это непередаваемый, импрессионистский белый , то у космоса- фантастический голубой. Лазурный, прозрачно-светящийся голубой.
А на верхних антресолях сплошное удовольствие для нас девочек - эскизы платьев. И одно единственное сохранившееся платье,созданное по эскизам художницы. Так вот оно удивительное! Чрезвычайно простого кроя, маленькое чёрное платье невероятно симпатично и притягательно. Совершенное очарование! Чёрный сатин, при слабом освещении напоминающий бархат, тёмно-золотые,немного с оливковым отливом нашивки в виде разных прямоугольников и такого же цвета расплавленного тёмного золота пояс. Иначе говоря - я такое тоже хочу. И кстати не знаю как это правильно выразить, но многие картины Гончаровой созданы как будто специально для одежды. То есть они будут идеально смотреться на женских платках, будут идеальным принтом для платья, юбки и всего чего вы пожелаете сотворить. Вот бери любую её абстрактную картину или даже натюрморт, переноси на ткань и носи.
И ещё у нее совершенно удивительные религиозные композиции. Тут и Средневековье вспомнится, и строгая византийская и русская иконопись и простонародный лубок. Да, конечно наши предки видели в этом кощунству, а я вот уже не вижу. Может это и неправильно.
Но есть одна картина, которую я не поняла совершенно-это знаменитые "Купальщицы". Да, размеры поражают, но сюжет и изображение нисколько. Как я не старалась я не увидела там ни моря, ни женщин, ни чудовищ. Впрочем чудовища там были, в том смысле что картина чудовищно не понятна. И её цикл "Жатва" я поначалу никак не сравнила с Апокалипсисом. Только когда услышала это от экскурсовода, поняла что речь действительно о совсем другой жатве.
Сходите, рекомендую.