Как выиграть северный завоз в преферанс?

Nov 14, 2016 22:39

Originally posted by maxfux at Как выиграть северный завоз в преферанс?
Наверное, действительно, у нас самое непредсказуемое прошлое. Просто удивительно жуткие факты всплывают спустя десятки лет. Вот что написал экс-начальник отделения Регионального Управления ФСБ по Камчатской области в Олюторском районе.


"Что такое северный завоз жителям Земли в своих северных рассказах впервые подробно поведал ещё Джек Лондон. С конца Х1Х века в этом процессе принципиально ничего не изменилось.  И в начале ХХ1 века для Севера действует все та же аксиома: «что летом потопал, то зимой и полопал», а север это Америки или России - не важно.

В Корякии процесс северного завоза начинался в марте.

Подбивались дебиты и кредиты, все сальдо расписывались в соответствующих формах, готовились умные и проникновенные речи. Вооружившись этим финансово-экономическим багажом, подкрепив его охапками корюшки, балыка, икры и краба, заручившись благословением Думы, группа ответственных работников Администрации Корякского автономного округа отправлялась в стольный град Москву.  Там она шла на поклон в таинственный Минэкономразвития для того, чтобы объяснить небожителям российской экономики, из чего складывается и как будет тратиться бюджет округа в текущем году. И, конечно же - выпросить денюжек для жития и бытия, так как наш округ - один из беднейших дотационных субъектов Российской федерации. (Но не самый! Дотационность округа в тот период составляла 20%, а Камчатской области - 40%! Область была беднее округа.)

Разговоры велись тяжелые и долгие.  В ходе этих посиделок иногда вскрывались такие границы познаний московских небожителей от экономики о родной стране, что никаких изысков различных вражьих голосов и волн уже не требовалось и вовсе. Так, однажды, на одной из защит годового бюджета, высокопоставленные эксперты Минэкономразвития крайне возмутились тем, что у нас в бюджет заложено осуществлять северный завоз дорогим морским путем.  Московские «эксперты» пришли в негодование от того, что мы не планируем использовать для этого более дешевый железнодорожный транспорт.

Посмотри на карту, Читатель, и тебе сразу станет ясно, каков уровень этого самого ай-кью преобладал у вскормленных ельцино-гайдарушкиной системой экономов.

Как правило, от той суммы, которую (обоснованно и с величайшим почтением) мы просили, Москва давала в лучшем случае 2/3.   Скажем, просили 1,2 млрд, а дали 800 млн. И слава Богу! Вон из Москвы! Быстрее!! Пока не передумала столица!!!


Потом наступала самая важная стадия: реально получить эти самые миллионы. Ведь всем поставщикам требовалось от нас только одно - предоплата. Если деньги из Москвы не поступали вовремя, согласно утвержденному Минэкономразвития графиком (апрель, май, в крайнем случае - июнь), то приходилось просить у Думы разрешения на получение банковских кредитов.  При этом, та же самая Москва, через своих волеисполнителей в Дальневосточном федеральном округе, квартировавших в его столице - Хабаровске, жёстко определяла, в каком именно банке мы обязаны были кредитоваться. Никакие возражения по поводу очень высоких процентных ставок и доводы о том, что есть возможность получить кредиты на гораздо более выгодных условиях в иных кредитных организациях, Москвой не принимались. Причем, в очень жёсткой и категоричной форме.  И округ искусственно загонялся в долги все больше и больше.

Исключением стал 2003 год. Все происходило как в доброй сказке советских времён, времён моей первой командировки на Камчатку. Первый танкер начал раскачиваться в первых числах июня, даже раньше «пьяного парохода». Так по северной традиции называли транспорт, которым прибывали товары самой первой после долгой северной зимы необходимости, в том числе курево и спиртное. Рукава с танкера тащили еще по шуге, среди нерастаявших льдин. Следом тут же пошел уголь, продукты и прочее, и прочее.  Народ, как говорится, ликовал и чуть ли не молился на Администрацию и губернатора.

Но вот настал 2004 год.  В марте Владимир Александрович во второй раз победил на выборах (на которые он пошел досрочно, на год раньше срока истечения своих полномочий) всё с тем же перевесом в 11 с чем-то (а не 0,00) процентов.

Бюджет был защищён в марте и оставалось только получить то, что по всем государевым документам проходило уже как наше, Корякского АО.

Но денег не было и не было. Не было в апреле. Не было в июне.  В июле тоже не пришло ни копейки. Близился август и катастрофически быстро надвигался конец навигации, особенно для северной части округа -  Пенжинского района.

Губернатор с июля месяца пытался пробиться на прием сначала к Президенту, Владимиру Владимировичу Путину, который также был переизбран на второй срок в марте месяце. Потом к Премьеру. Потом хоть к кому-нибудь из руководства страны, чтобы разрешить складывающуюся чрезвычайную ситуацию.

Безрезультатно.

А округ тем временем всё брал и брал кредиты, которые тут же и уходили на оплату ранее накопившихся долгов. На топливо, продовольствие и все прочее, что необходимо для жизни в долгие 9 зимних месяцев, практически ничего не оставалось.

Вернулся шеф из Москвы в подавленном состоянии.  Пропасть грядущей зимней катастрофы была уже видна невооруженным глазом.

Как-то поздним вечером между нами состоялся разговор обо всех этих, очень внезапно возникших непонятках и сложностях.

Отношения у меня с Владимиром Александровичем были очень доверительные ещё с тех времен, когда он был генеральным директором ЗАО «Корякгеолдобыча», а я - начальником отделения Регионального Управления ФСБ по Камчатской области в Олюторском районе. Период тогда был очень сложный. На протяжении почти полутора лет отделение вело достаточно сложную оперативную работу по предотвращению попыток одной из организованных преступных группировок области получить контроль над каналами снабжения КГД и через это получить доступ непосредственно к производственному процессу добычи драгметаллов - платины и золота.  В силу особенностей географии расположения приисков, без контроля над каналами снабжения, сделать это было практически невозможно. В Магаданской области ситуация иная, там до колымских залежей можно всегда доехать. В Корякии - нет. Моё отделение с этой задачей справилось, представители Петропавловской братвы из п. Корф, где размещался офис КГД, убыли в итоге ни с чем. И Логинов о нашей работе знал. Как знал и В. П. Орлов, бывший в тот период министром природных ресурсов России.

На мой вопрос, как могло случиться так, что в 2003 году деньги пришли уже в апреле, а в этом году их нет и не ожидается, хотя уже август, губернатор ответил: «Хочешь знать, как это было?».

И тут я услышал то, от чего Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину, как руководителю страны, должно стать страшно, а за его слова о причинах отстранения Владимира Александровича Логинова от должности губернатора, которые в августе 2016 года были озвучены в одной из серий «Крутые девяностые», как честному человеку должно стать, по меньшей мере, неудобно.

Присядь, Читатель, а то и грохнуться можешь.

Губернатор сказал: «Я выиграл его (северный завоз - В.З.) в Москве в карты».

Не было названо ни одного имени, ни одной детали, могущей хотя бы приблизительно предположить, когда это произошло, и кто были участники той эпохальной пульки. Ни словом не обмолвился Владимир Александрович и о том, что же он ставил на кон. Я даже представить себе этого не могу, но ставка была, видимо, огромна. Единственно, о чем он с усмешкой сказал было то, что москвичи, видимо, плохо его «просчитали», не знали или не приняли во внимание, что он уже много лет являлся президентом Камчатской ассоциации преферансистов. Оказывается, на Камчатке было и такое неформальное объединение. Я, к своему стыду, и слыхивать о таком не слыхивал. Да и в Управлении ФСБ в П.-Камчатском наверняка вряд ли кто об этом ведал. На мой вопрос о возможности повторения такого варианта в этом году Логинов только головой затряс и больше мы эту тему никогда и ни в каких наших разговорах не затрагивали.

Но факт остается фактом: в 2003 году северный завоз был у высших московских чиновников выигран губернатором Корякского автономного округа Владимиром Александровичем Логиновым в карты, и Минфин, в качестве «уплаты карточного долга» просто вовремя перечислил в бюджет Корякского автономного округа ровно столько, сколько было защищено на слушаниях в Минэкономразвития.

Просто вовремя и ровно столько. Карточный долг - дело чести.

Все платежи по завозу в тот год были проведены до начала навигации. Завоз завершили полностью практически день в день с её окончанием.

В 2004 году все складывалось иначе.

В сентябре дважды принимали решение о продлении навигации, вплоть до уже совсем критичных сроков, когда только совсем сумасшедшие капитаны способны были стать под разгрузку у берегов Корякии.

Летом, с просьбой помочь, на имя Михаила Фрадкова направляли три шифротелеграммы и одну - на имя Сергея Шойгу. Ни реакции, ни денег.   От них вообще не было никакого ответа.

Поэтому, кто бы и как бы не говорил о том, что Логинов В.А. не предпринимал необходимых шагов для предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации при обеспечении северного завоза, всё это будет абсолютной и бессовестной брехнёй и клеветой. Я, как руководитель подразделения специальной документальной связи эти телеграммы готовил и отправлял. И абсолютно точно знаю, что согласно положению о деятельности этого органа информационного обеспечения деятельности структур государственной власти, все телеграммы неукоснительно доставлялись адресату, где бы он не находился.

Первый трансферт пришел из Минфина только 7 декабря, второй - 26 декабря, уже по истечении всех мыслимых и немыслимых сроков продления навигации. Она закончилась 1 октября.  Поступившие деньги уже ничего не могли изменить. Море перестало для округа существовать. Оно сначала почернело от осенних штормов, потом просто замерзло.

Топливо для ДЭС (дизель-электростанция) в отдаленных селах предоставило все то же ЗАО «Корякгеолдобыча», геологи всегда были предусмотрительны. Готовилась его транспортировка зимниками, мобилизовалась техника, подбирались люди.

Одновременно в руководстве ДФО (Дальневосточный федеральный округ) стали спешно придумывать, как же «спасти» округ. В ДВЦ (Дальневосточный центр) МЧС РФ, которым тогда руководил нынешний Министр МЧС тов. Пучков, созрело оригинальное и острое решение - возить топливо в населенные пункты округа вертолетами МИ-26.

На возражения администрации округа и авиаторов Корякии о том, что имеющиеся в «Корякавиа» 6 вертолетов МИ-8 способны самостоятельно решить вопрос с доставкой по округу топлива и прочего необходимого для зимовки ответ был очень прост - в аэропорту «Елизово» решительно приземлились два МИ-26-х с приказом руководства ДФО спасать Корякию.

Прибыли они из Хабаровска в совершенно непригодном для транспортировки топлива виде.  В экстренном порядке их дооборудовали баками (нашлись у запасливых пограничников). Экипажи никогда не работали на Камчатке и были не знакомы с особенностями работы авиации в этом очень сложном регионе. И «спасение» Корякии началось.

Началось оно с того, что вертолеты прилетели в округ доверху набитые коммерческим грузом (водка, пиво, сигареты и т.п.). Естественно, не бесплатно. Коммерсанты всё оплатили. Вот только кому, я, например, до сих пор не знаю. Экипажи разместили в лучших номерах гостиницы столицы округа - пгт Палана. Питание организовали на базе столовой Паланского педучилища, лучшего объекта общепита окружного центра. Однако через пару дней экипажи заявили, что качество питания и условия его получения их не устраивают, потребовали обеспечить питание в коммерческом ресторане, где только завтрак одного летуна обходился больше 1000 рублей. Естественно, за счет округа. Уже в процессе осуществления спасательной миссии выяснилось, что летчики «Корякавиа» были правы, когда предупреждали о нерентабельности использования машин такого класса для перевозки топлива, МИ-26 «сжирал» столько же, сколько и возил. Если бы это происходило за счет федерального бюджета, как и обещано было Хабаровском на начальной стадии «спасательной» операции, то, в принципе, никаких возражений не возникало бы. Но оплачивать эту «помощь» пришлось из бюджета округа, так что никакой спасательной операцией тут и не пахло - это была простая коммерция в чистом виде.  Потом один из экипажей и вовсе попался на перевозке 6 тонн браконьерской икры. В свободное от работы (но на нашем топливе) время.

ОЛЕГ КОЖЕМЯКО (к этому времени он уже был прикомандирован московской властью к Корякскому АО в качестве сначала «смотрящего» под крышей координатора "Единой России" в регионе, а чуть позже и в качестве вице-губернатора) долго убеждал меня, как ответственного в администрации за различные вопросы безопасности, в нецелесообразности давать ход расследованию факта этих откровенно незаконных действий экипажа, чтобы «не портить хорошим людям биографию».

Доложил Владимиру Александровичу. Губернатор не стал настаивать. Спасение продолжилось. Во сколько оно обошлось округу, не помню. Но все, посвященные в финансовую сторону вопрос плевались - речь шла о миллионах.

Общими усилиями топливо было доставлено, ситуацию разрядили. Год закончился.

Но сгущение туч ощущалось явственно, хотя реальных масштабов грозы ни В. А. Логинов, ни тем более я еще не представляли.

Грянуло 9 марта 2005 года.

Указ Президента об отстранении В. А. Логинова от должности был обнародован в прессе. Я стал свидетелем короткого разговора Владимира Александровича с Олегом Кожемяко, назначенного этим же Указом И.О губернатора КАО.

Логинов вызвал О.Кожемяко к себе и коротко спросил:

- Твоих рук дело, Олег?

- Да нет, Владимир Александрович, я..

- Твоих Олег, твоих.  Иди.

И что-то мне на уровне подсознания подсказывало, что В. Логинов был не так уж далёк от истины.

полностью текст здесь

Блядство, Власть как враг общества

Previous post Next post
Up