Jul 15, 2016 17:03
Малороссы, начиная с момента вхождения Малой Руси в состав Московского царства, играли боьшую роль в нарождающейся империи. Сегодня я хочу напомнить рядом постов об этой роли.
Начну с Лисянского Юрия Федоровича.
Этот сиверянин прославился тем, что стал первым в истории россиянином, обогнувшим земной шар.
Интересно, что родился он не в шляхетской, а в поповской семье. История умалчивает, как ему удалось поступить в Морской шляхетский корпус, тем не менее, это произошло.
В 1786 году, в возрасте 13-и лет, досрочно окончив корпус вторым по списку, Юрий Лисянский поступил гардемарином на 32-пушечный фрегат «Подражислав», входивший в состав Балтийской эскадры адмирала Грейга. На этом же фрегате он получил своё боевое крещение в Гогландском сражении во время русско-шведской войны 1788-1790 годов. Пятнадцатилетний гардемарин Лисянский участвовал в нескольких морских сражениях, в том числе при Эланде и Ревеле. В 1789 году был произведен в мичманы.
До 1793 года Ю.Ф. Лисянский служил на Балтийском флоте, а в 1793 году он был произведён в лейтенанты и направлен волонтёром в числе 16 лучших морских офицеров в Англию. Четыре года он совершенствовался в мореходной практике, участвовал в боях Королевского флота Англии против республиканской Франции, особо отличился при пленении французского фрегата «Элизабет», но был контужен. Лейтенант Лисянский бороздил моря и океаны почти по всему земному шару. Сражался с пиратами в водах Северной Америки, путешествовал по США, в Филадельфии лично встречался с первым президентом США Джорджем Вашингтоном, затем на американском корабле был в Вест-Индии, где в начале 1795 года едва не погиб от жёлтой лихорадки. В 1796-99 годах он сопровождал английские караваны у берегов Южной Африки и Индии, обследовал и описал остров Св. Елены, изучал колониальные поселения в Южной Африке и другие географические объекты.
Апофеоз: он был назначен одним из руководителей первой русской кругосветной экспедиции.
1 августа 1803 года корабли начали свой путь из Кронштадта, затем пересекли Атлантический океан и обогнули мыс Горн. После чего вышли в открытое плавание в Тихий Океан и достигли Гавайских островов. Затем корабли разделились и «Нева» под командованием Лисянского отправилась на Аляску, где команда пробыла практически год. На обратном своем пути корабли вновь встретились в Кантоне, доплыли до Южной Африки и заново разошлись. Путь от Кантона к Портсмута был довольно таки долгим, но Лисянский впервые за историю мореплавания совершил этот путь без единого захода в порт по пути к цели. Так корабль «Нева» пробыл в открытом море 142 дня без посещения суши. В августе 1806 года вся экспедиция вернулась в начальную точку путешествия - в Кронштадт
22 июля (5 августа) 1806 года «Нева» Лисянского первой вернулась в Кронштадт, завершив продолжавшуюся 2 года 11 месяцев и 18 дней первую в истории отечественного флота кругосветку. Шлюп «Надежда» командира экспедиции Ивана Федоровича Крузенштерна вернулся в Кронштадт только через четырнадцать дней.
Увы, история больше знает Крузенштерна. Почему так получилось - мнения разные и я не хочу сейчас рассматривать этот вопрос.
Достаточно того, что первым россиянином, обогнувшим земной шар, был именно Лисянский Юрий Федорович.