На тему "Снос Речника" продолжаю читать на новостных сайтах и в блогах. Стало популярным среди тех, кто уверен в правильности сноса Речника кивать на Европу. Вот и сегодня у Лукьяненко вычитала:
"Вначале надо получить право - а потом уже строить! Потому что в США вашу незаконную постройку в природоохранной зоне снесли бы через неделю, в ленивой и мирной Греции - через год, а у нас собирались 10 лет. Но - собрались… "
Про право - кто бы спорил. Про остальное - лучше всё же не абстрактно рассуждать о далёких реалиях, а говорить о том, что знаешь.
Я не юрист, но за 20 лет жизни в этой самой Европе кое-какой опыт накопился, в том числе и в таких вопросах.
Итак, если на пальцах, про те европейские страны, про которые что-то знаю, пусть отрывочно и без ссылок на конкретные законы:
В Германии ни одна фирма не начнёт строить вам дом, не имея на руках разрешения на строительства по конкретному проекту. А получив это самое разрешение, от проекта не отступит, потому как это дорого обойдётся - проверят и переделывать заставят (не, конечно, и нарушают, и переделываю, а статистики, скольким удаётся проскочить, у меня нет - никто этим не хвастается, но это точно не массовое явление). А требования, которые надо соблюдать - их много, и они есть не только общие для всей страны, но есть еще и какие-то земельные особенности, и муниципальные правила. Приятель один имел, например, на выбор три цвета, в который он имеет право покрасить дом, потому как по плану для этого района выбраны именно эти цвета. Он был не только ограничен в этажности, но и в мансарде не имел права сделать стены выше определенной высоты. И даже на забор надо было подавать подробный проект и получать разрешение. Это про строительство жилья. На отведенной под это земле.
Есть в Германии и такая форма пользования землей, как садовые участки. Но их не выдают в вечное пользование, и приватизировать их нельзя. На них даже ночевать вообще-то нельзя, хотя маленький сарайчик без фундамента поставить можно. Но к пользователям есть определенные требования, и если ты за участком не ухаживаешь, то в конце очередного года могут у тебя участок отобрать. А могут и вообще у всего "товарищества" отобрать, если на этой земле решили, например, построить жилые дома. Точнее не отобрать, а не продлить аренду. А вот пользователям, насколько я знаю, перевести свой маленький участок такой земли в другой статус, чтобы построить на нём дом, невозможно. Тратить же силы и деньги на то, что всё равно заставят снести, ни один немец не станет.
Впрочем, это я рассказываю про западную часть. В восточной всё сложнее, но про то, как там я не в курсе. А в западной ситуация Речника невозможна в принципе, потому что западная Германия на другом совсем этапе развития находится - частная собственность на землю возникла и сложилась тут давно, никто не переводит огромные пространства земли из государственной в частную, да и огромных пространств земли тут нет, всё давно поделено и довольно плотно заселено.
Про Испанию я как раз могу сказать про строительство на сельскохозяйственной земле. Эта проблема стала актуальна из-за туристского бума, котеджи и аппартаменты стали вдоль морского побережья расти, как грибы после дождя. Как переводятся большие куски земли под массовую выдачу участков - это я не в кусре. Но вот про то, как можно "поселиться" в апельсиновом саду законно-полузаконно-незаконно, я немного слышала. В одном из городков в провинции Валенсия, чтобы сохранить сады и чтобы пресечь хаотичную застройку хижинами и дворцами, приняли закон, что капитальный дом на сельскохозяйственной земле можно построить только на участке не меньше гектара. И площадь его не должна превышать определенного процента от площади участка. На меньших участках можно ставить только хм домики-сарайчики пять на пять "для хранения садового инвентаря", на которые тоже надо получать разрешение. Город окружен апельсиновыми плантациями, и чтобы их сохранить и был принят этот закон.
И что же? испанцы менее законопослушны, чем немцы, да и испанская бюрократия бюрократичнее)) и работает медленнее. Но есть такой пункт в законодательстве - обратившись за разрешением на строительство и не получив ответа в течении года, ты можешь считать, что ответ был положительным и имеешь право строить. Ну, то есть "защита от чиновника" в процесс вмонтирована. Плюс еще и легализовать незаконно построенное, заплатив штраф, бывает быстрее и дешевле, чем получать разрешение (бассейны большинство испанцев именно так и строит). И в результате - строят нелегально много, но там, где шанс легализовать есть. Ну или "продержаться" пять лет (по-моему 5, но я не уверена), пока нелегальное по истечению срока давности превратится в легальное (честно говоря, я не знаю, в каких случаях эта легализация невозможна, но насколько я поняла, она всё же происходит не всегда). Нелегальные "хоромы" практически невозможно продать, разве что только заезжий наивняк какой купит, который не в курсе испанских реалий и у которого не хватит ума нанять адвоката, чтобы проверить законность того, что ему предлагают купить.
В речниковскую ситуацию - нелегальный самострой - попали когда-то хорваты на своём побережье. Вот тут полный "Речник". Хорватские законы поначалу были гораздо либеральнее в отношении застройки морского берега, да и строили многие "по-русски" - на авось. А потом хорваты на всех парах направились в сторону Евросоюза, тут-то им гайки и закрутили - свободный проход к воде для всех, неприватизируемая береговая полоса определенной ширины и тыды. И масса домов оказалась в полосе, которая застройке не подлежит. Эти дома, опять же, активно впаривают понабежавшим на "дешевизну" иностранцам. Хотя и дешевизны там, честно говоря, нет. Там, по-моему, поле чудес для буратин. Впрочем, это наблюдения паругодичной давности, возможно сейчас уже по берегу "митволь прошёл" и ничего там не осталось.
В общем... по-разному всё в этих самых европах. Но паралелли проводить между Европой и Россией, имхо, сомнительное занятие. У нас идёт не передел, а образование частной собственности. И идти будет еще много лет. и законы еще будут меняться, пока какие-то основные правила игры не установятся и все к ним не привыкнут. Пока же нет у народа возможности привыкнуть - белые придут - грабят, красные придут - грабят. И будут Речники строиться и сноситься, навевая ассоциации с дорвавшимся до свободы джином из романа Стругацких (если мой эклер меня не подводит).
Моё стороннее мнение - всё, что построено в Речнике уже после объявления там природоохранной зоны - незаконно. Всё остальное - "есть о чём вести переговоры". Но сначала надо проверить законность объявления там этой самой природоохранной зоны.