Не такой как все

Dec 22, 2010 19:22


В качестве культпросвета посмотрела все же немецкий Anders als die andern, который позиционируется как первое в истории кино в защиту прав геев. Учитывая, что снято оно в 1919м, вполне может быть правдой. Как учит нас Википедия (и начальные титры к фильму, приписанные реставраторами) в промежутке между первой и второй мировыми войнами (точнее с начала века и до прихода нацистов, с перерывом на ПМВ) тематика борьбы за разнообразные права (туда же разводы, аборты, право на работу для женщин и.т.п.) была очень популярна в Германии. Существовал даже канон для таких фильмов, включавший обязательное появление профессора в белом халате с пояснительными слайдами и просветительскую речь. Что, впрочем, если верить вики, не помешало им запретить прокат фильма год спустя после выхода. В результате до наших дней дожили только обрезки (найденные где-то в Москве, немецкая вики, правда, пишет, что с украинскими субтитрами), причем "потерялось" все, что не относилось к основной линии (часть из материала была удачно вставлена в другой фильм и выжила благодаря этому).

Данное кино (как и добрая половина аналогов) посвящена отмене т.н. Параграфа 175 - статьи за мужеложество в немецком УК. Аргументируют они это тем, что это а) биология; б) victimless crime; в) дает богатую почву для шантажа. По современным меркам выбор кино в качестве формы общественного дискурса вызывает удивление, но раз уж так принято, значит принято.

Куда большее удивление вызывает сюжет фильма: скрипач-виртуоз вожделеет своего ученика. Нет, в фильме (сохранившейся его части) ничего особенного не происходит (прогулки под ручку по парку и no personal space, достаточно красноречивы, но столкнувшись с шантажистом, который раскрыл ему глаза на природу его учителя и прямо назвал его самого содержанкой (содержанцем?), ученик в истерическом состоянии убежал, куда глаза глядят и уроки на этом закончились), и персонажи вроде все взрослые (хотя я зареклась что-либо говорить о возрасте в приложении к кино 1910х, как правило получается, что из того, что я вижу надо вычесть 20, чтобы получить возраст персонажей, и 15, чтобы получить возраст актеров, но я таки надеюсь, что хоть школу мальчик закончил, институт-то точно нет), но основной сюжет слишком уж хорошо укладывается в одно из самых распространенных предубеждений. В результате получается как с Milk'ом: с такими друзьями враги точно не нужны. Покажи кино кому-нибудь "колеблющемуся" сейчас, мигом побегут подписывать петиции за возвращение Параграфа назад.

Со стереотипами, впрочем, фильму вообще не очень повезло. Слайды, которые показывает доктор, это просто феерия штампов: мужеподобные тетки "шпалоукладчицы" в качестве примера лесбиянок, женоподобные мужчины в качестве примера геев, но зато охват впечатляет, там еще кросс-дрессеры и трансвеститы были. В общем немцы всегда в этом деле толк знали, одна сцена в гей-баре чего стоит.

В главной роли, между тем, Конрад Фейдт.

Особенной художественной ценности фильм не имеет. Как агитка он на выбор либо топорен, либо сомнителен, так что смотреть его стоит только как памятник эпохи, ну или из праздного любопытства, как я.

кино, silent

Previous post Next post
Up