V vs. O

Jan 10, 2009 01:32




V for Vendetta

В рамках расширения "комиксного" кругозора прочитала еще одно произведение, из числа тех, которые ценители относят к "взрослым" и "серьезным". Автор у него, что любопытно, тот же. Только нарисован он еще хуже. У меня и на "Хранителях" было ощущение, что в виде нормальной книги они ничего не потеряли бы, а уж у "Вендетты" визуальный ряд настолько беден, что вообще не понятно зачем он там. Разве что "полноэкранные" вставки и начальные и конечные "титры" обладают хоть какой-то экспрессией, да и то не всегда, обычные же кадры (панели? рисунки?) абсолютно невыразительны. Они настолько нейтральны и настолько неинтересны по рисунку, что практически ничего не добавляют к истории, рассказываемой в "пузырях".

У меня даже родилась теория, что я просто требую от этого жанра чего-то, что ему совершенно не свойственно. Возможно на мое восприятие повлияло знакомство с аниме (оригинальные манги я, правда, не читала, хотя, наверное, стоит это сделать, хотя бы просто для сравнения). Там рисунок очень часто "заряжен" эмоционально, особенно в тех случаях, когда идет переход на slow motion или стоп-кадры. Ну и качество прорисовки современных сериалов, конечно, не идет ни в какое сравнение.

Возвращаясь собственно к "Вендетте". При ее чтении нарисовались удивительные параллели с "Обитаемым островом". И там, и тут после локального ядерного конфликта и последующих массовых беспорядков власть в стране захватила небольшая группа единомышленников. В "Острове" они позиционируют себя как семья, в "Вендетте" идут еще дальше и называют тебя себя частями единого организма. И там, и тут получившееся тоталитарное общество худо-бедно существует, хотя и не без перекосов на местах, но тут появляется Он. Супермен, по местным меркам, к тому же одержимый идеей разрушить весь мир насилья до самого основания и даже немного глубже, каковую он довольно успешно и претворяет в жизнь.

Что меня удивило, так это то, что авторы, в предисловии, пишут, что "В" - это не просто так комикс, а political statement, страшилка на представлявшееся им логичным развитие событий в тэтчеровской Великобритании. И одной из причин, по которой Мур обиделся на авторов фильма, было то, что по его мнению, они взяли его любимую игрушку и обратили ее в памфлет против администрации Буша. Что, по его мнению, не спортивно. Мол, хотите снимать политическую сатиру, пишите свой сценарий, а не прячьтесь за спинами других...

Надо сказать, что фильм действительно довольно сильно отличается от книги, хотя самый дурацкий на мой взгляд эпизод (с тюремным заключением Иви) таки взят из оригинала. Но в целом комикс гораздо мрачнее и, пожалуй, достовернее (ну кроме разве что линии, где вдова одного из лидеров партии, после смерти мужа и любовника (тоже лидера партии), вынуждена зарабатывать себе на жизнь танцовщицей в низкопробном кабаке). Зато В в комиксе совсем не романтический freedom fighter, а натуральный маньяк, больной на всю голову, и одержимый идей уничтожения государства и воцарения анархии, как единственно правильной формы мироустройства. И Иви совсем не "кухонная интеллигенция", а запутавшийся и запуганный подросток, которому В, с его ресурсами, образованием и глобальным видением мира, в два счета задурил голову. На стороне "злодеев" я совершенно не помню в фильме образа Хелен Хайер, постоянно плетущей интриги жены одного из партийных бонз, зато роль Криди, который в оригинале совершенно проходной персонаж, наоборот, очень сильно раздута.

На уровне "идей" фильм так же довольно далеко отходит от комикса. Финал, например, в фильме гораздо однозначнее и образнее, книга же заканчивается строго на"... до основания" и очередь "а затем..." так и не настает. В принципе, оно и понятно, вырулить хоть куда-нибудь из ситуации, где вся партийная, а по совместительству и армейская, верхушка уничтожена, достаточно проблематично. Но это не мешает испытывать ощущение, что все закончилось пшиком.

В общем на мой взгляд, если оригинал чем и интересен, то это тем, как он написан. Там много всяких мелочей типа названий глав, начинающихся строго на V, а также довольно хлестких и емких фраз (хотя наиболее на эффектная (People should not be afraid of their governments. Governments should be afraid of their people), похоже, все же изобретение авторов сценария), плюс я еще вычитала в сопроводительных документах разные любопытные моменты типа полного отказа от "пузырей" со звуковыми эффектами и мыслями персонажей, что для комиксов крайне нетипично. Но с настоящими продуманными антиутопиями "Вендетта" тягаться не может.

кино, комиксы, книги

Previous post Next post
Up