Шикарный, помпезный, как и полагается резиденции имераторской семьи. С золоченными дворцами, блистательными фонтанами и множеством символических статуй. И всё это на берегу Балтийского моря. Величие, прославляющее мощь Российской империи. Это не дачный Павловск, это "Русский Версаль".
Исторические экскурсы писать не буду, а просто полюбусь и вспомню нашу поездку #едемнасеверозапад.
Мы с мамой здесь были в моем детстве и впечатления смутные. Ну помнили фонтаны))) И вот прошлым летом бегали от одного к другому как малые дети.Да радовались морю, пусть холодному и северному. И погода была с нами заодно.
Прогуляемся?
Главноет сооружение парка- Большой Петергофский Дворец. Почти 150 лет он строился и перстраивался. При Петре I он был двухэтажным. В Елизаветтинские времена Растрелли надстраивает этаж, пристраивает галереи по бокам и украшает интерьеры позолотой и лепниной в стиле барокко. А также каждый последующий правитель немного да изменял облик Дворца. И вот сейчас от такой как мы его видим. Строгий и пышный одновременно, гармонично сочетающий все эти стили и переработки (умели же раньше!)
Фонтаны. Это особое развлечение и восхищение. Конечно это Большой Каскад, который считается выдающимся фонтанным сооружением мира. Потоки води, эффектно стекающие из различных фонтанных груп (Самсон, Нептун, Вакх, Тритоны..) попадают каскадом в Морской канал и далее в Балтийское море. Шикарная задумка и осуществление.
Всё это грандиозное сооружение символизирует мощь Российского государства и победу в Северной войне.
А вот и море!
ПРистань, ведь в Петергоф можно приехать и с моря.
И даже видна Охтинская Игла
Налюбовавшись на морюшко идем вдоль него по парку.
В каждом парке есть свой Эрмитаж (место для уединения), и тут тоже есть). Идею таких домиков ввёл Петр Первый (ему понравилась она в Европе). Здесть собирались особо приближенные гости и мирно вкушали явства, беседовали.. А еду готовили на первом этаже.
Петергоф это парк фонтанов. Некоторые я покажу.
Начну с наиболее понравившегося. Львиный каскад.
Согласно замыслу Петра I, каждому дворцу в Нижнем парке должен был соответствовать свой каскад, поэтому идея строительства нового каскада рядом с Эрмитажем возникла одновременно с возведением самого павильона.Каскад называется "Эрмитажным" по своему расположению или "Львиным" - по своему декору.
В центре бассейна, на гранитной скале установлена созданная по модели Ф. П. Толстого статуя нимфы Аганиппы - покровительницы одноименного источника у подножия горы Геликон. Согласно легенде, люди, пьющие из этого источника, поэтически вдохновлялись.
А это Дворец Марли.Дворец расположен у самой границы западной части Нижнего парка. Он стоит на искусственной перемычке между Секторальным и Большим Марлинским прудами, в которых с петровских времен разводили рыбу.Изящный силуэт дворца будто парит в воздухе, отражаясь в зеркальной глади прудов. Вся его красота не в богатстве и пышности, а в необыкновенно удачных архитектурных пропорциях и простой, но изысканной отделке. Вначале предполагалось, что дворец будет одноэтажным, но, когда здание уже было подведено под крышу, Петр I распорядился надстроить второй этаж, так как стало очевидно, что своими пропорциями он не соответствует размерам Большого пруда.
На берегах Марлинского пруда очень живописно. Много небольших фонтанов.
Например вот этот -Колокол, или Тритон. Вообще их четыре таких мальчиков тритонов, вода , спадая, на блюдо, что держит мальчик образует форму колокола.
А это каскад Золотая гора, прообразом для него послужил один из каскадов французской королевской резиденции "Марли ле Руа", которую Петр I посетил в 1717 году. Сначала статуи были свинцовые, а XIX веке вместо потерявших былой блеск свинцовых статуй установили привезенные из Италии копии с античных оригиналов, вырубленные из каррарского мрамора. В скульптурном убранстве "Золотой горы", как и в оформлении Большого каскада, прослеживается тема морского владычества России.
Марлинский пруд
Фонтаны Адам и Ева. Петр I заказал изготовление этих мраморных статуй венецианскому скульптору Джованни Бонацца, и в 1718 году тот создал искусные копии находившихся во Дворце дожей известных скульптур работы Антонио Рицци - мастера эпохи Возрождения.
Но по символике парка. Это не только библейские персонажи, прародители рода человеческого, а еще и прародители Государства Российского- Петр I и Екатерина I.
Любимый загородный дворец Петра I - "Монплезир". Замысел постройки определялся набросками и схематическими рисунками самого царя, наметившего не только местоположение, но и внутреннюю планировку, некоторые элементы декоративной отделки и т.д. В облике "Монплезира" отразились незаурядность личности первого российского императора, его эстетические вкусы, интересы и привязанности: декоративное оформление явно задумано под влиянием голландской архитектуры XVIII века, поэтому дворец иногда называли "Голландским домиком". Французский посол Кампредон писал: "Комнаты в "Монплезире" малы, но очень удобны, и заметно подражание голландским экономии и опрятности в кухнях, а также в вымощенной террасе на берегу моря, осененной липами, подобно гаагским каналам".
Монплезирский парк особенный эстетический восторг!
Ну и на диванчике-шутихе посидеть захотелось))
По сути мы уже перешли от Марлинской стороны, к восточной стороне Нижнего парка. В день нашего посещения был открыт только он. Тут интересен каскадный фонтан Шахматная гора. На фото не видно его великолепия, но он не хуже Золотой горы. Наверху склона сидят драконы, изрыгающие воду. Довольно эффектно.
Если честно, то мы утомились от такого изобилия позолоты, солнца и воды. Было жарко. И поэтому удовольствие стало притупляться. Переизбыток прекрасного не всегда на пользу. Поэтому мы закончили наш петергофский вояж у Римских фонтанов. Они стоят около Шахматной горы, и по композиции напоминают каменные водометы на площади перед собором Святого Петра в Риме.
Засим мы поехали искать едальню, и далее в Ораниенбаум. Но это уже другая история, другой парк.