Шехтель, штрихи творчества и биографии. Москва

Mar 24, 2021 09:19

  АрНуво, Югенштиль,Сецессион, Либерти и Модернизмо. Что их объединяет? То, что это мой любимый стиль в искусстве, стиль Модерн. Это и графика Альфонса Мухи, и чувственные полотна Густава Климта, страстные картины Врубеля..

А еще это причудливая, но функциональная архитектура конца XIX- начала XX веков. Будучи в Европе эти здания всегда примечательны, но сейчас мы в Москве, поэтому не стоит обходить вниманием и наших великих модернистов. В архитектуре это несомненно Федор Осипович Шехтель. Поэтому, когда узнала об экскурсии , посвященной его творчеству, то сразу записалась.
Утро воскресенья было солнечным и ярким, я обрадовалась, что такая погода будет и на экскурсии нас сопровождать, но.. именно к часу Х она и испортилась. Ветер, облачность и даже снег. Не располагало вся эта котовасия к длительной прогулке, но все же мы бодро перебегали от здания к зданию, слушая рассказ экскурсовода Павла Юрасова @mos.guide.

Экскурсия вышла довольно бодрой-за два часа мы пересекли Тверской бульвар, прошли по Спиридоновке до Патриарших и далее на Ермолаевский переулок, отмечая важнейшие вехи жизни и творчества архитектора. И закончили променад в уютном кафе бизнес-центра, практически на крыше. А теперь по порядку)
Говоря о творениях Мастера нельзя не упомянуть его биографию. А она довольно интересная и, увы, типичная.
Происходил Федор Осипович(на самом деле Франц Альберт Шехтель) из семьи обрусевших немцев, довольно успешной купеческой династии. Семейство Шехтелей были довольно известны и уважаемы в Саратове. Им пренадлежали магазины, небольшие фабрики и даже театр. Но после смерти отца будущего архитектора дела семьи разладились и мать его вынуждена была переехать в Москву и стать экономкой в доме П.М.Третьякова. Так появился первый покровитель, вернее подвижник таланта Франца Шехтеля. Третьяков увидел как мальчик уверенно копирует картины , висевшие у него дома. И далее по протекции Третьякова Шехтель поступил в обучение к корифею архитектуры тех времен А.С.Каминскому(автор зданий Третьяковской галереи, собора Николо-Угрешского монастыря). Потом было обучение в архитектурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества, которое он впрочем не закончил. Отвлекался на работу и подработку. Болела мать, и надо было содержать большую семью(маму и братьев). Но учеба в училище дала не только художественные знания и навыки, но и друзей- Коровин, Левитан, Антон Чехов..Эту дружбу он пронес через всю жизнь.

А жизнь начала приносить плоды. Несмотря на отсутствие законченного образования, у Шехтеля был талант и свое видение. Он шел в ногу со временем. Была эпоха модерна. Дома заказывали не только дворяне, которые отстраивали и перестраивали свои усадьбы, но и народившийся новый класс- промышленники, купеческое сословие. Построив дом фон Дервиза( крупнейшего железнодорожного магната России),он стал популярным архитектором, к которому в очередь вставали крупные заказчики- Смирнов, Морозов, Рябушинский, Кузнецов.. Помимо арнхитектуры были и другие интересные проекты, но мы тут о зданиях экскурсию ведем. Поэтому пошли дальше.

К огромному сожалению погода не дала сделать вменяемые фото, но опубликую из Интернета(с указанием источников, конечно). Зданий будет немного (сколько показал нам экскурсовод).

Итак,особняк Смирнова ( Тверской бульвар,18). Ранее этот дом принадлежал разным владельцам, но в конце девятнадцатого года был куплен П.П. Смирновым. На самом деле это был особняк в классическом стиле - сам дом плюс шесть построек. Было решение переделать особняк по-новому. Работы доверили Шехтелю.
Длились они 5 лет." Архитектор не уничтожал то, что было в доме до него, а старался переосмыслить это. Шехтель решил оставить причудливое многоуровневое внутреннее устройство дома, но убрал перегородки, соединявшие левый и правый флигели с домом, тем самым увеличив площадь жилых помещений. Под одним фасадом были объединены все пристройки и флигели здания а за видимой его скромностью спрятан великолепный интерьер в стиле модерн.



Автор: Shakko - собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=40739685

Каждый из 8 приёмных залов автор оформил в определённом историческом стиле: «Романский зал», «Египетский зал», «Рокайльная комната», «Греческий зал», «Классический зал», «Кабинет», «Аванзал» и «Будуар». Был сделан большой зимний сад с диковинными растениями и небольшой зверинец. Архитектор активно использовал в своих проектах самые последние технические новшества. В доме были английские батареи, водяное отопление с собственной котельной, приточная вентиляция."
Дом стал украшением бульвара и выделялся на фоне остальной застройки. Особое внимание привлекает центральная часть особняка. Это высокий аттик с вытянутыми витражными окнами и картушем с монограммой владельца. Чтобы уравновесить асимметричный фасад, Шехтель добавляет выносные эркеры, большой кружевной кованый балкон. Балкон декоративный. Он примыкает к фасаду, не соединяясь с внутренними помещениями и создает впечатление цельности и гармонии. На первый взгляд может показаться, что в доме только 2 этажа, на самом же деле их 4. "
 Сейчас в этом здании Пенсионный фонд Росии и зал для проведения различных торжеств. В 2006 году здание отреставрировано и практически не отличается от того варианта, что создал Шехтель.

Особняк Рябушинского( Малая Никитская,6/2). Наверное самое знаменитое здание (но есть еще и здание Исторического музея ect). Самое необычное.



Рябушинских можно назвать "новыми русскими" конца девятнадцатого века. Калужские крестьяне-старообрядцы основали в Голутвине текстильную фабрику, а далее бизнес стал расцветаль- несколько ткацких производств дало возможность заработать довольно большой капитал и войти в соучредители Московского торгового банка. Довольно итересные и цельные люди были наши первые промышленники, к которым принадлежали и братья Рябушинские..В 1916 году , например, они начали создавать автомобильный завод Акционерного Московского общества («Завод АМО»), ставший первым в России. Помните АМО-ЗИЛ?))
 А особняк принадлежал одному из братьев Степану Павловичу . Личность, конечно, очень интересная. Так вот " По задумке владельца, на территории имения, помимо здания особняка, должны были расположиться хозяйственные помещения: прачечная, дворницкая, кладовая и конюшня. Территория будущей усадьбы вплотную прилегала к Малой Никитской улице, однако заказчик хотел, чтобы главный корпус имения находился в глубине участка. Чтобы осуществить идею Рябушинского, Шехтель вывел на красную линию только парадное крыльцо, а дом окружил садом. Этот приём позволил создать воздушное пространство между улицей и особняком, зрительно отодвинув здание вглубь. В 1903 году строительство завершилось, и вскоре семья поселилась в усадьбе. нескольких комнатах второго этажа владелец расположил свою коллекцию икон, которая считалась самой большой в России. Увлекавшийся археологией, Степан Рябушинский много времени посвящал исследованию и реставрации дониконовской иконописи и приложил немало усилий для развития этой малоизученной области искусствоведения. В 1904 году он превратил галерею третьего этажа в реставрационную мастерскую ".
 Именно при проектировании и строительстве этого особняка Шехтельл воплотил свою идею "от частного к общему". Он сначала располагал на плане комнаты, функционально зависящие одна от другой, лестницу внутри них, а внешний обьем -стены, окна (обязательно большие, дающие воздух и свет) как бы наращивались на всю эту внутреннюю часть здания. Получалось оно необычной внешней формы. И далее происходило украшение декоративными элементами-мозаикой, плиткой..Это были дома функциональные, просторные для жизни семьи, богатой семьи.
 Позже, как всем известно этот дом стал последним пристанищем пролетарского писателя Алексея Максимовича Горького. Хороший подарок великому писателю от диктатора. Сейчас там музей, можно посетить и ознакомиться с интерьерами.

Следущий адрес- Спиридоновка,17. Знаменитый особняк Морозовой. К сожалению, сейчас он на реставрации. Смотрели на него в виде картинки на информационном щите.



Автор: A.Savin (Wikimedia Commons · WikiPhotoSpace) - собственная работа, FAL, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=57180979

Дом был построен для жены Саввы Морозова-Зинаиды, в качестве свадебного подарка.Ранее на этом месте была усадьба Аксакова (последний ее владелец), которая была снесена Морозовым. При создании архитектурного проекта Шехтель отталкивался факта учебы Морозова в Англии (Кембридж). Здание напоминает неоготический собор. Кстати и самого маэстро в те годы было увлечение Средневековьем.
Из-за того, что Шехтель был недоучившийся архитектор-без образования, то он не имел права подписывать свои документы. Вместо него подписи ставили его более образованные помощники, то есть де-юре наш герой был никем(( Но при строительстве этого дома, чтобы иметь право подписания проекта, он экстерном сдал экзамены и получил наконец вожделенную спициальность.
Дом этот довольно роскошен как снаружи так и внутри. "Фёдор Шехтель отказался от анфиладной планировки, принятой в то время. Архитектор расположил комнаты дома вокруг пространственного ядра усадьбы, которым является вестибюль и аванзал, их размеры стали образцовыми при проектировании всего здания. Попадая в дом, гости поднимались по лестнице, украшенной змеями и химерами, в светлый и просторный аванзал. С одной стороны от него находились гостиные, а с другой - парадная лестница, ведущая на второй этаж в кабинет Саввы Морозова. Такое расположение комнат сделало вертикальное направление движения таким же значимым, как и горизонтальное, что было необычно для интерьеров XIX столетия.

Оформление готических помещений архитектор доверил художнику Михаилу Врубелю. Он украсил малую гостиную тремя панно на тему «Времена дня», а для парадной лестницы создал скульптурную композицию «Роберт и монахини» и витраж «Рыцарь», который по задумке автора располагался не в оконном проёме, а в специальной нише с подсветкой, что обеспечивало равномерную освещённость в течение суток. Внутренние помещения особняка помимо главных комнат выполнены в стилях рококо и ампир и так же разнообразны, как и внешнее убранство. Особое значение здесь отведено причудливые люстры. Любовь Шехтеля к осветительным приборам, стала следствием восхищения технической инновацией.

Михаил Рябушинский, став владельцем Особняка после смерти владельца, решил обновить интерьер большой гостиной, для чего нанял художника Богаевского, который написал три панно на тему крымских пейзажей, чем усилил образность и возвышенность готических интерьеров Врубеля"
Этот особняк видел множество великих и талантливых людей - это люди искусства того времени, общественные деятели, перечислять которых не имеет смысла.

На экскурсиибыла затронута и личность самого Саввы Морозова, его любовь, тайные обстоятельства смерти и связь с революционным движением. Очень интересно, но тут не буду об этом.

После революции он перешел в ведомство Наркома иностранных дел (хотя некоторое время особняк побывал и и продкомитет, и приют, и институт), сейчас тут расположен Дом приема иностранных организаций.

Навестили мы и особняк Шехтеля, который он построил в1896 году по собственному проекту. Он купил небольшой участок землм, причем неправильной формы на Ермолаевском переулке(дю28). Фёдор Шехтель полностью вписал здание в этот участок, не оставив места для внутреннего двора. При этом вдоль красной линии он расположил только объём гостиной, представленный ризалитом. Остальные части архитектор разместил вокруг центральной оси здания - парадной лестницы. В 1904-м он расширил свою мастерскую дополнительной двухэтажной пристройкой с северной стороны дома. В письмах Антону Чехову архитектор отмечал, что «построил избушку непотребной архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирху, то ли за синагогу»
В этом доме архитектор жил до 1910 г.Позже Шехтель и его семья перебрались в просторный особняк на Большой Садовой. В э
В 1944-м этот дом перешёл в ведение Наркомата иностранных дел и был переоборудован в резиденцию дипломатического представительства .С 50-х годов XX века здание занимает посольство Уругвая, но особняк открыт для посещения в дни исторического и культурного наследия.



Во время экскурсии были освящены небольшие, но яркие моменты творчества и жизни архитектора, которые неразрывно связаны со временем, людьми, жившими в ту эпоху, с событиями. Безусловно вселенная Шехтеля величественна и в разы больше, чем я тут написала. Можно гулять по Москве, съездить в Крым, Ярославскую, Рязанскую области, в Таганрог и в Питер, там можно и нужно ознакомиться с его наследием.
А закончил свой жизненный путь Шехтель печально- в бедности, никому не нужный, плюс наложилось его немецкое происхождение. Несмотря на то, что он окрестился и принял русское имя, он все равно для советской власти оставался немчурой, буржуазным архитектором. Эпоха модерна закончилась, и проекты, что подавал Мастер на различные конкурсы не принимались (см.проект Мавзолея Ленина). Он умер в возрасте 66 лет от рака желудка. Был отпет в той же церкви, где был окрещен ( Святого Ермолая, ее уже нет в Москве), похоронен на Ваганьковском кладбище.

На этом месте стояла церковь Святого Ермолая, сейчас тут аллея Шехтеля.



Москва, мастера, экскурсия

Previous post Next post
Up