Заповедник. Довлатов и Пушкин.

Dec 27, 2017 01:15

 В Студии Театрального Искусства п/р Сергея Женовача премьера- "Заповедник" по мотивам повести Довлатова.
Время 70-х недавнего столетия.Застой и попытки творческой интеллигенции вырваться из него. Но как? Писать "в стол"? Существовать/работать в более-менее приличной обстановке, например,в музее или ..? Вести бесконечный разговоры о свободе "там", о невозможности "здесь"..? Или эмигрировать по пути Вена-Израиль-США ?
Был Пушкин, который лет около двухсот лет назад жил в подобных рамках-цензура,невозможность быть с друзьями-декабристами.
Было Михайловское-Пушкиногорье. Благословленное место с певучей и плавной природой холмистых лесов. А также место уединения и ограничения: для Пушкина-ссылка, для Довлатова-добровольная ссылка, попытка уйти от душного мира официальной литературы и цензура, попытка найти работу (как в прямом смысле, так и в творческом плане).
Неразрывна связь и переемственность творческих поколений.

Сергей Женовач создал уникальный спектакль, в котором передан как дух эпохи 70-х, так и пушкинское настроение, которое звучит в его стихах.
Довлатов ценен нам и любим своим неповторимым видением мира, своим литературным языком и точностью формулировок для , казалось, совсем очевидных и простых вещей и ситуаций. Бродский назвал его прозу "музыкой здравого смысла". В спектакле "Заповедник" эту музыку мы услышали. Единственное но, немного непонятен выбор актера на главную роль,Бориса Алиханова. И дело не только в несоответствии фактуры актера( Сергей Качанов), но и в его подаче роли. Борис показался уставшим, выдающим философские и жизненные сентенции промеж реплик других персонажей, человеком. Он утомился, устал...и устаем и мы((. А с другой стороны, ведь именно в Пушкинском заповеднике Борис Алиханов и переживал свой внутренний кризис.
Хотя окружение его совершенно замечательное с точки зрения сценографии,соответствия духу времени и обстановки, очень колоритное окружение.
Невероятно смешные друзья-экскурсоводы, хозяин Мишка..А девушки-экскурсоводы, методисты, библиотекарши!И все в точном образе тех лет. Когда дух свободы это далекий Нью-Йорк, когда здесь закостенелое обожание "Нашего Всё-Пушкина" по соответствующей методичке. И остается только одно- тонуть. Тонуть в омуте пьянства. Водка-извечный спутник творческого человека в условиях несвободы, уход от постылой и глупой жизни, а также способ вести беседы "за жизнь". Её тут много! И тонут пустые бутылки в пруду, а на мостках остается только философствовать и рефлексировать...

Жить невозможно. Надо либо жить, либо писать. Либо слово, либо дело. Но твое дело - слово. А всякое Дело с заглавной буквы тебе ненавистно. Вокруг него - зона мертвого пространства. Там гибнет все, что мешает делу. Там гибнут надежды, иллюзии, воспоминания. Там царит убогий, непререкаемый, однозначный материализм...(С.Довлатов)
Время, описанное в романе "Заповедник" переломное для Довлатова, это канун эмиграции. Очень трудно русскому писателю решиться. Родной язык, читатели..что будет там кроме свободы? Как примирить себя, как применить свой талант..Тяжелое время. Как вырваться и остаться здесь, в России? Ответа нет.
А есть Пушкин. Именно его стихи лучшее и в этом спектакле. И девушки, декламирующие их с иронией и с чувством. Это особый мир, эти милые "Татьяны" современности-любящие, строгие и , наоборот, игривые, мечтающие и решительные.



В стороне стоит Татьяна-жена Бориса, которая первая сделала шаг к свободе.Ах, этот Нью-Йорк! Организовала муторный отъезд-документы-сборы...а главное,потянула за собой Бориса-Сергея Довлатова. Недаром "Заповедник" Довлатов посвятил своей жене-"Моей жене, которая была права".
И актриса Екатерина Васильева сыграла очень красивую и сильную женщину.


Очень интересная сцена. Это мостки и вокруг вода. Настоящая стоячая вода, как в пруду, с листьями опавшими и захороненными ждущими своего часа водочными бутылками, ибо вокруг пьют. А иначе никак..

"Его пьянство, с точки зрения психиатрии, да для этого не нужно быть психиатром, любой пьющий мужик это знает, это была форма самоубийства. Именно так как он пил. Не в смысле много, а психологически как. Он как бы втыкал нож в своё сердце и говорил: «На тебе, на тебе, на тебе»… Это было тёмное русское пьянство, которое здорово, здорово отражено в песнях Высоцкого: «Что за дом притих…», «всё не так! Всё не так, ребята». Поэтому какое-то стремление куда-то убежать, а куда бежать? в смерть, у него конечно было."(Эрнст Неизвестный).




А ещё хочу отметить незабываемый перфоманс перед спектаклем. Была премьера,может быть поэтому, как потом будет не знаю. Но гостей встречала вот такая ёлочка



и такая колоритная бочка с вином белым сухим


Атмосфэрно)) А  в фойе демонстрировались документальные фильмы про достижения пятилеток и рапорты с пленумов КПСС.

За приглашение благодарю сообщество moskva_lublu и Наташу pamsik лично!
И ещё мне очень понравилось в этом театральном пространстве. И захотелось посмотреть что-нибудь ещё. Посмотреть репертуар театра и ознакомиться с новостями можно в не только на сайте театра, но и на страничках соцсетей Фейсбуке, ВКонтакте, Инстаграме

спектакль, отзыв

Previous post Next post
Up