Наташа Просандеева Приобрела в букинистической лавке роман «Эмигранты» А. Толстого. Советую прочесть всем, очарованным белогвардейщиной и антисоветчиной. Толстой описывает собственные наблюдения за русскими эмигрантами в Париже, в том числе весьма известными. Среди них: нефтяные магнаты, биржевые дельцы, крупные сахарозаводчики, бывшие члены правительства - весь «цвет» Российской империи, «которую мы потеряли». И сообщает жуткие факты о таких фигурах, как Деникин, Юденич, Колчак. Колчак живьем заморозил людей в Сибири, превратив их в ледяные статуи, «от него понесло такой доисторической монархией...»; Юденич вырезал сотни аулов в Аджарии, расстрелял 370 армянских офицеров и солдат- «тупой, упрямый, свирепый человек и кабинетный генерал»; «на юге России у белых ужас и грязь, погромы и бессовестная спекуляция, пьяная злоба и растление нравов - у Деникина».
Жестокие, подлые, алчные, бессовестные, вступающие в любые контакты с французами, англичанами и американцами с целью подавить «красных». Толстой очень убедительно описывает цели Белого движения: «Доброармии нужно не много, но крепко: землю-помещикам, мужиков- шомполами!» А громогласные сожаления о гибели империи - всего лишь воспоминания об утраченных удовольствиях: налимьей ухе и белужьей икре, азартных играх и чувственных утехах. Все, что по-настоящему интересует «белых патриотов», - ЧРЕВОУГОДИЕ во всех видах.
Журналист-антисоветчик делится заветными мечтами: «А вот книгу я напишу! Циничную, гнусную, невообразимую- выворочу наизнанку всю человеческую мерзость. Чтоб каждая строчка налилась мозговым сифилисом… Это будет - успех!... Исповедь современного человека, дневник растленной души, настольная книга для вас…» И совсем другой мир «красных»: одолевшие внутренних врагов и интервентов из 14 стран «оборванцы» - голодные, изнуренные войной и тифом, рвутся к знаниям; с горящими глазами слушают лекции о устройстве мироздания, изучают философию и математику - страстно приобщаются к богатствам человеческой цивилизации.
Толстой уверяет: большевистскую революцию ненавидят не потому, что она отняла у «господ» их классовые привилегии. Дело в другом: эта революция развеяла иллюзии "благородных людей" по поводу собственной «благородной» природы. Этим же объясняется ненависть «белых» к «красным», которые посмели их разоблачить, а, победив, доказали, что они исторически ПРАВЫ. «Власть над политикой и экономикой в России взял рабочий класс. Этого еще не бывало в истории. Тут должны быть вскрыты новые источники творчества, новые органы политической и экономической структуры… Конечно, можно возразить: рабочий класс в России еще не готов..
Не знаю… Может, к таким штукам совсем и не нужно готовиться… русские -талантливы, русские-чудовищно неожиданный народ». И к вопросу о том, зачем нас постоянно потчуют радужными "белогвардейскими" сюжетами, искажая историю и насилуя сознание? В романе Толстого есть ответ. Романист цитирует одного из спонсоров и идеологов Белого движения - высокопоставленного русского эмигранта: «Мы создадим чрезвычайные профилактические меры против большевизма не только в России, но и на пространстве всего мира, мы откроем глаза , - и мы призваны к этому… на величайшую, когда-либо грозившую миру опасность, на змия, нашептывающему пролетариату сладкую ложь о невозможном, на змия, которого раздавят мистические копыта белого коня».
И об инструментах: «Если большевики напускают на нас всех оборванцев всего мира, мы вправе спустить на них всю человеческую сволочь. Иногда профессиональный негодяй стоит целой стрелковой бригады». Постсоветский злобный антисоветизм очень просто объясняется: «новое дворянство» (новые «белые») не желают, чтобы мы даже в мыслях посмели изменить мир, в котором они так удобно устроились. Безо всяких на то оснований.
К роману приложены комментарии: время создания, источники. Толстой покинул Россию в 1919 г. и создал свой эмигрантский цикл, большая часть которого написана к 1921 г. В Советскую Россию он вернулся в 1923 г. И я сознательно опустила главный сюжет романа -создание "Военной организации для восстановления империи" в Швеции силами белоэмигрантов и при поддержке европейских и американских политиков и финансистов. Другое название этой террористической организации - "Лига убийц", поскольку ее задачей было физическое устранение советских представителей и дипломатов за рубежом. Она начала действовать с 1919 г. В ее основе была первая версия доктрины антисоветизма и антикоммунизма. В романе только 4 вымышленных героя. Все остальные действующие лица - настоящие: нефтяные короли Манташев и Чермоев, премьер Временного правительства - князь Львов, банкир Денисов, редактор и журналист белогвардейской газеты в Париже "Общее дело" - Бурцев и Лисовский. Толстой очень достоверен. И с большей частью своих "героев" был лично знаком. И вряд ли он ангажирован. Возврат в Россию связан, в том числе, с разочарованием в деятельности русских эмигрантов и их моральном состоянии, которое Толстой иначе как "моральное разложение" не называет.