В комментариях у Анатолия зашёл разговор о страхах: что при столкновении с инакомыслием или информацией, способной разрушить привычную картину мира, в наш мозг поступают те же вещества, что и при смертельной опасности (этим объясняется аномально агрессивное поведение в таких ситуациях многих нормальных в остальном людей).
Верно.
Страх он и есть страх - неважно, страх, который появляется от угрозы физического насилия и от угрозы покушения на устоявшуюся модель жизневосприятия одинаков по силе эмоционального окраса.
Религиозные деятели давно пользуются услугами фанатиков, зная, что покушение на их "священную корову" опасно для жизни покушающегося.
Любой взрослый человек, независимо от своей образованности и воспитанности, будет отстаивать свою модель. Любой. Кто-то более агрессивно, кто-то менее, кто-то молча выслушает полярное мнение, но останется со своей моделью.
Правы все.
Поясню. Маленький человечек, появляясь на свет, попадает в малый социум: мама, папа. Здесь сразу же начинают закладываться основные модели поведения и психологических установок. Второй круг - бабушки/дедушки/братья/сёстры. Взрослея, человечек расширяет свой круг и появляется третий круг социума: родственники/друзья/товарищи/учителя/воспитатели. Затем следующий: коллеги по работе/соседи/приятели.
Ну и самый большой круг социума это - всё остальные люди, которые так или иначе появляются в жизни.
Уже во второй круг мы начинаем проецировать свои модели, не говоря о третьем и остальных кругах, которые впитали "с молоком матери". По сути, это - генетическая программа. Код жизни, если хочешь.
В СССР старались сохранять семьи - хорошая идея. То есть, ребёнок получал изначально навыки поведения и нормальную самоидентификацию: мальчик копировал папу, девочка - маму. И дальше дети несли эту модель, выстраивая свою жизнь сообразно полученным моделям родителей. Основа, так сказать, была заложена. Фундамент. И уже на этом фундаменте "строили" личность свободного советского человека: умного, способного анализировать (образование строилось именно на системном принципе и диалектической методологии), совестливого (всевозможные комитеты и комиссии создавались именно для того, чтобы напомнить человеку в каком обществе он живёт - в идеале, конечно же), а главное - человек был правильно самоидентифицирован.
Сейчас мы имеем пестование настолько различных и, порой, совершенно неприемлемых человеческой природе моделей, что столкновение их между собой просто неизбежно. Если в период СССР власть старалась привить более-менее единую модель восприятия, то сейчас намеренно внедряются извращенные и смертельно опасные, способные уничтожить носителя в период созревания личности, не дав даже возможности самостоятельно отказаться от навязанного - модель, загнав в свои рамки, просто-напросто уничтожает критичность сознания, убивает волю, сеет тот самый страх перед жизнью и подталкивает к суициду.
В результате мы имеем реализацию страха внутри личности: личность уничтожает себя вместе со страхом.
Есть и реализация эмоции во вне: личность начинает уничтожать тех, кто потенциально опасен его моделям, то есть, носителей прочих жизненных установок и жизненных моделей восприятия реальности. Таким образом страх подпитывается и никуда не девается; по сути страх "питается" уничтожением "себе подобных" но сама эмоция только усиливает свои позиции в сознании личности и каждый раз будет требовать новую "жертву".
Уничтожив СССР, была и уничтожена модель сознания личности, которую воспитывало государство на протяжении более 70 лет.
Именно поэтому многие люди оказались дезориентированы во времени и в пространстве: их модели были уничтожены и нивелированы. И это у взрослых и состоявшихся людей, для которых модель социализма была смыслом их существования. Страх стал их спутником жизни на долгие годы. Кто-то смог преодолеть его в себе и перестал бояться жизни, а кто-то, потеряв ориентиры, ушёл преждевременно в иной мир.
Я сейчас не хочу касаться причин произошедшего, но, как специалист констатирую, что подобные "эксперименты" над людьми жестоки и бесчеловечны.
Нельзя ломать через колено миллионы смыслов и жизней. Никому не позволено силой насаждать чуждое и враждебное.
В качестве примера попробуйте пересадить южное дерево в северные широты, в открытый грунт и посмотрите что с ним станет: оно будет умирать на ваших глазах. Вот так же умирали люди, для которых нынешняя дикая модель, насаждаемая чуждыми нашей стране либералами, равнозначна смертельной вакцине, привитой насильственным методом.
Всё вышесказанное должно заставить вас задуматься, когда Вы в беседе или споре будете пытаться кому-то навязать свою модель восприятия: не удивляйтесь, что собеседник будет вам возражать, - он отстаивает свой внутренний мир и свою маленькую вселенную, которую боится потерять.