Начну с того, что меня всегда интересовали отношения полов.
Глядя на сегодняшние шоу, читая статьи на эту тему, проглядывая мысли коллег по цеху, и, исходя из своей практики, я пришла к выводу, что социальной психологии стоит немного поднапрячься и вспомнить историю в части феодального строя.
А именно, какие были взаимоотношения полов в то время.
Ведь что мы на сегодня имеем? Обрушение прежних отношений, когда мужчина брал в спутницы равную по статусу и положению, когда мужчине было интересно с женщиной обсуждать не только и не столько сексуальные предпочтения, а куда как более насущные вопросы совместной покупки вещей домашнего обихода, планирование отдыха, рабочие вопросы, спектакли, кино, и т.д.
Это были отношения друзей.
На сегодня, если вы внимательно прислушаетесь и приглядитесь, то обнаружите, что все обсуждения сводятся: а что у тебя есть предложить успешному, богатому, у которого всё есть, но ему слегка за 50?
Посмотрите передачу товарок и торговок "Давай поженимся" ради спортивного интереса.
Послушайте Розу, которая открыто торгует девушками и беззастенчиво интересуется состоянием женихов.
Не буду касаться моральной стороны вопроса и поведения Розы в частности, но суть-то сводится именно к этому: продать себя подороже.
Товаро-рыночные отношения, а по сути капитализм, где всё на продажу, влезают и в отношения полов.
Мне это неприятно осознавать, но таковы реалии сегодняшнего дня.
Началось это давно, я давненько стала подмечать в обиходе у своих клиентов убийственную модель: стань таким, как я хочу.
То есть, наводящие вопросы типа: это ведь ты хочешь, почему бы тебе не поинтересоваться желанием спутника/спутницы: чего хочет он/она? - вызывали удивление и полное непонимание: о чём это она?
Сама мысль, что человек, которого ты считаешь мужем или женой может иметь свои желания и они могут отличаться от желаний другого, вводила в ступор пациента.
Вывод довольно неутешительный, скажу я вам. Люди стали смотреть друг на друга, как на собственность.
Как на вещь.
Помните "Бесприданницу" Островского?
Диалог Ларисы и Карандышева припоминаете?
Отвежите память
классикой:
Лариса (поднимая голову). Как вы мне противны, кабы вы знали! Зачем вы здесь?
Карандышев. Где же быть мне?
Лариса. Не знаю. Где хотите, только не там, где я.
Карандышев. Вы ошибаетесь, я всегда должен быть при вас, чтобы оберегать вас. И теперь я здесь, чтобы отмстить за ваше оскорбление.
Лариса. Для меня самое тяжкое оскорбление - это ваше покровительство; ни от кого и никаких других оскорблений мне не было.
Карандышев. Уж вы слишком невзыскательны. Кнуров и Вожеватов мечут жеребий, кому вы достанетесь, играют в орлянку - и это не оскорбление? Хороши ваши приятели! Какое уважение к вам! Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека, - человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь. Ну, если вы вещь, - это другое дело. Вещь, конечно, принадлежит тому, кто ее выиграл, вещь и обижаться не может.
Лариса (глубоко оскорбленная). Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала себя... я вещь! (С горячностью.) Наконец слово для меня найдено, вы нашли его. Уходите! Прошу вас, оставьте меня!
Карандышев. Оставить вас? Как я вас оставлю, на кого я вас оставлю?
Лариса. Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину.
Карандышев (с жаром). Я беру вас, я ваш хозяин. (Хватает ее за руку.)
Лариса (оттолкнув его). О, нет! Каждой веши своя цена есть... Ха, ха, ха... я слишком, слишком дорога для вас.
Карандышев. Что вы говорите! мог ли я ожидать от вас таких бесстыдных слов?
Лариса (со слезами). Уж если быть вещью, так одно утешение - быть дорогой, очень дорогой. Сослужите мне последнюю службу: подите пошлите ко мне Кнурова.
Карандышев. Что вы, что вы, опомнитесь!
Лариса. Ну, так я сама пойду.
Карандышев. Лариса Дмитриевна! Остановитесь! Я вас прощаю, я все прощаю.
Лариса (с горькой улыбкой). Вы мне прощаете? Благодарю вас. Только я-то себе не прощаю, что вздумала связать судьбу свою с таким ничтожеством, как вы.
Карандышев. Уедемте, уедемте сейчас из этого города, я на все согласен.
Лариса. Поздно. Я вас просила взять меня поскорей из цыганского табора, вы не умели этого сделать; видно, мне жить и умереть в цыганском таборе.
Карандышев. Ну, я вас умоляю, осчастливьте меня.
Лариса. Поздно. Уж теперь у меня перед глазами заблестело золото, засверкали бриллианты.
Карандышев. Я готов на всякую жертву, готов терпеть всякое унижение для вас.
Лариса (с отвращением). Подите, вы слишком мелки, слишком ничтожны для меня.
Карандышев. Скажите же: чем мне заслужить любовь вашу? (Падает на колени.) Я вас люблю, люблю.
Лариса. Лжете. Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла... ее нет на свете... нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота. Подите, я вашей быть не могу.
В этом диалоге вся суть сегодняшних проблем. Социальное равенство при СССР давало не только равные возможности, но и помогало людям вместе ставить какие-то глобальные цели. Эти цели служили ориентиром и забивали белый шум приобретателя-собственника, который сегодня взял верх.
Если каждый из вас отвлечётся от мыслей про тряпки, машины, девайсы, то обнаружит в себе пустоту. Во времена наших мам и пап эту пустоту заполняли высокими идеалами, чтением, учёбой, общими целями, то есть та самая духовность постоянно требовала новой "еды" в виде знаний.
Сегодня мысли людей забиты сексом, которого в СССР не было (тогда как все мы с вами появились на свет?), приобретением ненужных многочисленных вещей и накачиванием. Кто качает мышцы, кто губы, кто грудь, кто попы.
Добро пожаловать в феодализм, дорогие соплеменники! :)
Вы себя качаете, чтобы подороже продать. Вы - вещи. Вы окружаете себя себе подобными. Вещами. А что там с вещами происходит? (см. Островского "Бесприданница")
Читаем и перечитываем опять великих русских классиков и потихоньку начинаем приходить в сознание.
Начинаем повышать самооценку, читать книги, учиться и вспоминать, что вы - люди, а не вещи, иначе, дорогие мои, семьи отомрут, как анахронизм и мир перестанет радовать детский смех.
И это не пугалка, это реальность, которая сочится сегодня на ваши головы и в ваше сознание.
Человек - существо социальное, и в той или иной мере подчиняется закону толпы. Нравится вам это осознавать или нет.
Вы - часть толпы. Из таких, как вы состоит толпа. Если каждый второй сегодня остановится и задумается, посмотрит на себя со стороны и задастся вопросом: а так ли нужна мне эта тряпка и этот девайс, - то считайте, что первый шаг к очеловечиванию себя и своих отношений с близким вы уже сделали.
Как только человек начинает задавать себе вопросы, он обязательно будет искать на них ответы.
Не найдёт в себе, спросит у других. А это уже общение не на уровне купи-продай, а на уровень выше.
Потихоньку-полегоньку вы обнаружите, что вам и надо-то чуть. Вы же хотите, чтобы любили вас, а не то, во что вы одеты. Вы же хотите, чтобы любили вас, а не место, где вы живёте.
Как только вы захотите этого, появится тот, кто будет хотеть такого же. Главное - уметь это увидеть. Смотреть и видеть. Слушать и слышать.
Ну а вещи, вещи дело наживное и второстепенное.
По сути две-три пары обуви, пара курток-пальто, пара кофт и юбок, брюки ... более, чем достаточно, чтобы не замерзнуть в нашем климате.