Оригинал взят у
hloflo в
ПРОЕКТ ПО АРХЕТИПАМ "РОЛЕВЫЕ ГАРДЕРОБЫ". СЛАВНЫЙ МАЛЫЙ. АНАСТАСИЯ КАМАЕВА Эксперт проекта:
АНАСТАСИЯ КАМАЕВА
Практикующий психолог, руководитель клуба для молодых психологов, проекта для старшеклассников "Профессор",
специалист проекта по профессиональному самоопределению "Твой Эверест"
АРХЕТИП "СЛАВНЫЙ МАЛЫЙ"
- Знакомое лицо, мы раньше где могли видеться?
- Так это же наш, имя правда забыл….
- Вот он, парень с нашего двора!
Октябрь нас приветствует архетипом Славного Малого - клетчатая рубашка, комбинезон, улыбка от уха до уха, олицетворение добродушия, доверия и надежности. Славный Малый уж точно не подведет, он же с нашей улицы (района, города - нужное подчеркнуть). С ним можно поговорить по душам, остаться на ночь (да и пожить у него можно сколько хочешь). В работе он неприхотлив - выделяться особо не любит, если перевыполнил план, то с удовольствием заслугу разделит с коллективом. Носитель архетипа бывает настолько идеален в своем исполнении, что начинает раздражать. О чем это раздражение? Про это чуть позже.
«…Домашний и непретенциозный, он несет глубокую структуру, подвергшуюся влиянию раненого или осиротевшего ребенка, который очень мало ждет от жизни, но учит нас эмпатии, реализму и житейской мудрости» - пишет Пирсон.
Если у Любовника в основе лежит страх в отсутствии любви, то Малый панически боится быть отвергнутым обществом. Пройти квест для архетипа означает найти свои отличия от других, принять их и уметь их встраивать в симфонию жизни среди других.
Основное желание: связь с окружающими людьми.
Цель: принадлежать, соответствовать.
Опасения: выделиться, заважничать и в результате быть изгнанным или отвергнутым.
Стратегия: вырабатывать обычные прочные добродетели, чувство локтя, сливаться с окружающими.
Ловушка: отказаться от своего «я» ради слияния, но взамен получить лишь поверхностные связи с людьми.
Награда: реализм, эмпатия, отсутствие претензий.
Славный Малый убежден, что все хорошие вещи в жизни принадлежат каждому человеку по праву рождения, а не только аристократии или родившимся в обеспеченных семьях. При этом он не будет сражаться за эти права, как Герой, или махать красным флагом на баррикадах, как Бунтарь. Он примкнет к какой-либо группе и будет поддерживать начатое.
В равности каждого перед каждым Славный Малый легко вписывается в организации, где оплата труда прозрачна и справедливо распределена между членами команды (вопрос справедливости здесь открыт). Корпоративные праздники, поход в гости к коллегам, помощь в переезде, друзья-коллеги - для архетипа это праздник души и тела.
Славный Малый прекрасно выстраивает отношения, в момент знакомств можно просто в него влюбиться. Вежлив, приятен, уместен. Он прекрасно справляется в работе с клиентами - будь то переговоры, продажи, обслуживание, сопровождение. Его умение убирать свое и сливаться с интересами другого в профессиональном плане дает большую фору. Это умение является одновременно его силой и уязвимостью.
Именно Славному Малому принадлежат идеи устраивать душевные встречи с клиентами, выезды на пикники, поздравления с днем рождения. В своем желании раствориться в другом, угодить он осознанно или нет ждет от другого того же. Если клиент при обслуживании у Славного Малого ушел к конкурентам, то это будет восприниматься как личное предательство и удар под дых. Ведь мы к нему как родному! А он!
Вызов: одиночество, отчуждение.
Первый уровень: сирота, чувствующий себя брошенным и одиноким, жаждет аффилиации.
Второй уровень: присоединившийся, научившийся устанавливать связи, соответствовать, он принимает помощь и дружбу.
Третий уровень: гуманистически настроенный, верящий в естественное достоинство каждого человека независимо от его способностей или жизненных обстоятельств.
Тень: жертва, которая предпочитает претерпеть дурное обращение, нежели остаться в одиночестве, или член бандитской группировки, предпочитающий совершать преступления, лишь бы оставаться в рядах шайки
Рэй Ольденбург в книге «Третье место» описывает как раз идеальные пространства для Славных Малых.
Ольденбург называет «первым местом» дом - место, где человек живёт. «Второе место» - это рабочее место, где люди на самом деле проводят большую часть своего времени. «Третье место» - это якорь в жизни общества, который способствует и содействует творческому взаимодействию людей.
Такое место может показаться простым и невзрачным, но в нем постоянно находятся посетители. Богатые, бедные, начальники, подчиненные - не имеет значение. Каждого гостя встречает доброжелательность обстановки, юмор, завсегдатаи и недорогие блюда. Здесь можно обсуждать все и чувствовать себя в безопасности. Люди приходят прежде всего для того, чтобы поговорить, расслабиться и снять с себя социальные роли, встретить старых или новых знакомых.
Так в чем же раздражение на Малого Славного? В чем его Тень?
Архетипу проще всего попасть в ловушку жертвы, как раз и повод имеется: ты-мне, я-тебе. Вкладываясь в отношения, он болезненно воспринимает отказ. Глубоко внутри у Славного равноценны отказ и отвержение. Умение принимать мнение другого и оставаться при этом целым важный прокачиваемый скилл. Это профилактика выгорания на работе и умение оставаться в отношениях.
Имея высокую адаптивность в любой компании, он может найти общий язык, связи. Со стороны может показаться что человек-хамелеон. Если добавить сюда молчание про себя и высокую уступчивость, то доверие падает ниже плинтуса.
Для Славного является истинным удивлением, что его исключительность также важна другим, она им интересна.
В сказках прекрасно описан архетип через сказку «Гадкий утенок» - показаны все страхи архетипа, жертвенность и перерождение.
Принятие своей инаковости при встрече с партнерами, зрителями Славному Малому дает доверие и желание идти рядом с ним на равных, но уже не в слиянии, а в контексте «Я-Ты» и «Я-Они».
Профессионально важные качества:
- высокая адаптивность к разным условиям
- уступчивость
- взаимопомощь и выручка
- высокие организаторские способности
- низкий порог лидерства.
Желательные требования к условиям труда:
- небольшие организации с теплым психологическим климатом;
- продукция среднего сегмента, доступная большей части населения;
- выстроенная работа с клиентами (желательно долгосрочное сотрудничество).
Все вышеописанное имеет отношение к архетипу в натуральную величину, если говорить про притворяющегося, то здесь остаются те же проявления, но без внутреннего квеста «Я-Ты» или «Я-Они».
Вот здесь и хотелось бы больше узнать, где же нужно притвориться и какие бонусы при этом получить, играя в Малого Славного на работе?
Игра будет выглядеть следующим образом: вы представляетесь в комментариях, называете любую организацию и должность. Второй комментирующий подставляет Славного Малого в условия и описывает поведение: чтобы сделал работник, притворись он нашим архетипом.
Форма свободная, стиль непредсказуемый.