Оригинал взят у
hloflo в
ПРОЕКТ ПО АРХЕТИПАМ "РОЛЕВЫЕ ГАРДЕРОБЫ". ОПЕКУН. АНАСТАСИЯ КАМАЕВА Эксперт проекта:
АНАСТАСИЯ КАМАЕВА
Практикующий психолог, руководитель клуба для молодых психологов, проекта для старшеклассников "Профессор",
специалист проекта по профессиональному самоопределению "Твой Эверест"
АРХЕТИП "ОПЕКУН"
В описании архетипа «Заботящийся» мне бы хотелось немного изменить формат, затронуть тему истории профориентации. Тем более, что она пропитана духом заботы и помощью в трудоустройстве людей разных категорий, статусов.
Одним из ярких моментов истории развития профориентации является конец 19 века. Место развития событий - Америка. Человек, создавший историю - Фрэнк Парсонс (Frank Parsons) - американец с английскими и ирландскими корнями, который внес в современную профориентационную работу значительный вклад. Я бы даже сказала - кладезь принципов, способов и методов.
Возможно, вы слышали где-то краем уха про бюро по выбору профессий. Это бюро детище Фрэнка Парсонса, которое он создал после нескончаемой череды работ -инженер-строитель, агроном, преподаватель истории и французского языка, юрист, писатель, декан колледжа и еще, еще, еще.
После очередной реорганизации колледжа, Фрэнк Парсонс стал изучать причины экономических реформ в различных странах и вышел на проблему кадровой политики. Промышленные революции, строительство железных дорог, интенсивное строительство предприятий, заводов - всем нужны были работники. Образование на тот момент могли себе позволить не многие, а кто мог - не хотели идти в разнорабочие. Предприятия могли взять только обученных специалистов, так как станки были дорогостоящие и любой простой производства выходил в копеечку. Погрузившись в проблемы кадровой политики на предприятиях, Парсонс создал сначала «Институт выживания» с возможностью получить образование любому молодому человеку, независимо от положения в обществе, а на волне активного интереса среди населения - «Бюро профориентации».
Услуги Бюро оказывало для населения бесплатно, а попечительский совет в лице профсоюзных лидеров, президентов колледжей, государственных лиц оказывали не только финансовую поддержку, но и определили цель деятельности: «Помощь молодым людям в выборе профессии, подготовке к выбору области профессиональной деятельности и созданию эффективной и успешной карьеры».
В книге «Выбор профессии» Фрэнк Парсонс подробно описал те модели и принципы профориентации, которыми специалисты, консультанты по профессии пользуются по сей день:
- Четкое представление о себе, своих склонностях, способностях, интересах, ресурсах, ограничениях и других качествах.
- Знание требований и условий для достижения успеха преимуществ и недостатков, компенсаций, возможностей и перспективы в различных направлениях деятельности.
- Правильное, обоснованное соотношение этих двух факторов.
По мнению Фрэнка, именно этот подход позволяет совершить удачный выбор и состояться в профессии. Практики в области профориентации до сих пор подтверждают, что анализ своих способностей (внутреннего ресурса) и внешних факторов (заработная плата, условия труда, функционал, количество людей в компании) дает возможность выбирать для себя близкие к идеальным условия работы, освобождать себя от груза давления мыслей «кто я?», «что я здесь делаю?» и других философских фразеологизмов.
Самостоятельная работа для любознательных
В современной интерпретации это упражнение «Хочу», «Могу», «Надо», где в области «Хочу» выписываете свои желания, потребности, в области «Могу» - что вы умеете, что хорошо получается, в области «Надо» - анализируете востребованность на рынке труда той или иной специальности.
Сотрудники бюро придерживались принципов, которые актуальны и в данный момент времени:
• Выбор профессии по значимости можно приравнять к супружескому выбору.
• Профессию лучше выбирать осознанно, чем надеяться на удачный случай.
• Никто не должен выбирать профессию без тщательного размышления и без опоры на профконсультанта.
• Молодежь должна ознакомиться с большим числом профессий, а не браться сразу же за «удобную» или случайно подвернувшуюся работу.
• Выбор профессии протекает тем успешнее, чем внимательнее профконсультант изучит особенности личности выбирающего, фак¬торы успешного выбора и мир профессий.
В 1910 году прошла первая национальная конференция по вопросам профессиональной ориентации в Бостоне. Участники из 35 городов обсудили тезисы, которых Соединенные Штаты придерживаются до сих пор:
• Престижной считается та работа, которая реально приносит пользу для общества.
• Первоначальная задача начальной школы развивать в ребенке кругозор, а не определять будущую профессию.
• Средняя школа должна информировать учащихся о разных профессиях.
• Не следует рекомендовать профессию без учёта способностей учащихся, руководствуясь только её востребованностью на рынке труда.
Фрэнк Парсонс не дожил до этого славного времени. Он умер в сентябре 1908 года. Тем не менее, его взгляды и принципы подбора профессии стали фундаментом для дальнейшего развития профориентации в стране и за ее пределами. Была сертифицирована программа для консультантов. Программа прошла адаптацию Гарвардским университетом как первая образовательная программа для консультантов. Был придуман так называемый бостонский план, по которому учителя начальной и средней школы должны были стать профессиональными консультантами.
Если посмотреть путь Парсонса, то вполне наглядно продемонстрированы уровни Заботливого:
Вызов: увидеть кого-либо в беде (проблема кадровой политики, безработица и низкий уровень образования).
Первый уровень: Заботиться о тех, кто нуждается в ухаживании (бесплатное оказание услуг населению по профориентации).
Второй уровень: сбалансировать заботу о себе с заботой об окружающих.
Третий уровень: альтруизм, забота о мире (здесь говорят вышеперечисленные факты биографии и вклад).
Тень: мученичество, беспомощность, чувство вины.
Про второй уровень и теневую сторону в данном случае написать сложно. Некоторые моменты в биографии отсутствуют, да и про теневую сторону можно восстанавливать лишь опосредовано, что также может оказаться интерпретацией, а не действительностью.
Что важно - пропуская подобную деятельность через призму архетипа «Опекун», можно увидеть ключевые (профессионально важные) качества, которые проявляются в человеке:
- эмпатия (способность смотреть на вещи и чувствовать их с точки зрения другого человека);
- умение услышать то, что было сказано, что осталось невысказанным, и что имелось в виду;
- последовательность;
- надежность;
- обязательность;
- доверительность.
Все сферы, где требуется поддержка, помощь людям в сохранении отношений, проявление заботы Опекун проявит себя с яркой и сильной стороны. Но здесь человек может попасть в ловушку, а именно к вопросу о монетизации своих умений и стереотипе: «Я же делаю добро, как за это можно брать деньги??». Занимательно, что Парсонс не брал деньги за консультации и подобное встречается среди начинающих помогающих практиков.
Второй ловушкой может быть дисбаланс между заботой о себе и заботой об окружающих. Это как раз к вопросу: «Может ли голодный повар вкусно и с душой накормить других?», про сапожника без сапог и так далее.
Желательные требования к условиям труда.
Именно в этой части хотелось бы исследовать идеальные условия труда, которые для Опекуна одновременно являлись бы как профилактикой эмоционального выгорания, так и проявлением его сильных сторон.
Исследование будет простым. В комментариях к первому ряду вы пишите свое имя и профессию или специальность, по которой вы сейчас работаете или процесс, в котором задействованы профессионально.
После того, как вы опубликовали свой комментарий (не до того, а после!), вы становитесь компаньоном участнику, который разместил свой комментарий перед вашим.
Ваша роль как игрока: вы известный Практик по кадровым вопросам, который анализирует профессию с точки зрения Архетипа Опекуна. Вы должны поделиться своим экспертным мнением со своим компаньоном, какие условия сотруднику-Опекуну необходимы, чтобы он мог качественно и продолжительно работать в этой профессии, реализовываться в ней. Как он, по вашему мнению, проявляет себя в работе при таких условиях? Что ему лучше поручать и не поручать ни в коем случае? И при каких условиях рабочего процесса деятельность Опекуна приносит плоды, создавая атмосферу благожелательности?
Задание со звездочкой: также вы можете побыть компаньонами для тех участников, с которыми вы хорошо знакомы, или дополнительно попросить кого-то побыть вашим компаньоном.
Пы.Сы. По возможности буду включаться и рассуждать вместе с вами.