Сердце Пармы

Jan 25, 2024 07:00





Посмотрел тут давеча «Сердце Пармы». Поделюсь кратенько впечатлениями.

Фильм основан на реальных исторических событиях второй половины 15 века, приправленных лёгким флёром мистики. Вкрапления мистики совершенно не мешают произведению и органично вписываются в сюжет. При этом, конечно же, не стоит забывать, что это не историческая документалка, а художественный фильм, который по жанру, наверное, скорее можно отнести к «фэнтези».

Очень краткий сюжет фильма (начало).

Подданный московского Великого князя Ивана Васильевича III (Великого) князь Михаил Ермолаевич правит отдалённым княжеством Великая Пермь. В его окружении смешалась гремучая смесь различных этносов, конфессий и верований. Русские соседствуют с финно-уграми, христиане с мусульманами, а языческие кровавые культы пермяков порой входят в симбиоз с православными обрядами и традициями. И вот лавируя между всеми этими группировками князь Михаил старается продвигать интересы Русского Государства на территории Великой Перми. До тех пор пока таковые интересы не входят в противоречие с его собственными убеждениями. После этого участь как Великой Перми, так и самого князя Михаила Ермолаевича была предрешена.

Очень краткий сюжет фильма (конец).



Антураж и декорации фильма сделаны на совесть и с душой. Строения и одежда не вызывают диссонансов. Хотя я, конечно, не знаток эпохи и мне трудно судить такие ли именно или какие то другие косынки носили в Прикамье в конце 15 века и по соответствующей ли технологии построены деревянные срубы для фильма.

На протяжении всего сюжета героям, под воздействием обстоятельств и окружения, приходится принимать сложные решения, как в вопросах политики так и религии, зачастую идущие против их собственной воли и желаний. Им приходится идти против своих соотечественников, заключать союзы с врагами, искать компромиссы в отношениях с церковью.

Ну и женщина, куда же без неё. Половины сюжета без женщины просто не было бы. Но здесь без спойлеров.

Казалось бы, уже сложно кого-то удивить боевыми сценами. «Война и Мир» Сергея Бондарчука, его же «Ватерлоо», «Властелин Колец» давно сформировали определённый эталон массовых битв. Но бои в «Сердце Пармы», хотя и не задействуют десятки тысяч актёров-воинов, смотрятся ничуть не хуже. Финальная батальная сцена чудесна, всё что происходит на экране, чувствуешь и переживаешь вместе с героями - их сомнения, жажду битвы, внезапность осознания неизбежности. Всё на своём месте, без лишней болтовни и неуместного пафоса. Кровь, грязь, мясо, топот копыт и лязг доспехов тяжёлой конницы присутствуют в должном объёме.

А венчает всю картину главенствующая философская концепция как фильма так и иллюстрируемой эпохи. Идея объединения русских земель в единое мощное централизованное государство, идея наследия православной Византии и высшего христианского мессианства. И та безмерная кровавая цена, которую приходится за это платить. И хотя в действительности до формирования полноценной концепции «Москва - Третий Рим!» пройдёт ещё несколько десятилетий, но идея, как говорится, уже витала в воздухе.

В общем, людям, любящим Россию, читающим и знающим историю, зайдёт.

Либераствующим русофобам проходить мимо.

К просмотру рекомендую!

кино, Россия, история

Previous post
Up