Навеяло
записью.
Удовольствие - скользкая вещь. Слишком часто у него оттенок паразитизма.
Самое большое удовольствие от бега получаешь, когда пропустил день-два и возвращаешься на прежний уровень.
Самое большое удовольствие от еды - если готовил кто-то другой.
Музыкой наслаждается огромное количество людей, которые не могут сыграть простейшей мелодии.
Получение удовольствий - это в принципе пассивный процесс, не требующий никаких затрат. Только эксплуатация существующей системы различений. И хорошо, если эти различения хотя бы приближаются к произведению, которым наслаждается человек.
Часто бывает, что грубое наслаждение человек получает от прекрасного произведения, воспринимая малую часть его красоты. Тогда выражая лишь то, что воспринимает, этот человек корёжит произведение искусства, его "ауру", своими грубыми прикосновениями к его тонким смыслам.
Чтобы что-то создавать, мало одного умения получать удовольствие, но удовольствие открывает двери интересу. А за ним уже следует трудная, кропотливая работа, с вдохновением и неизбежным разочарованием своими кривыми руками, неумением писать (готовить, шить, играть, рисовать. нужное подчеркнуть). Однако можно и не идти дальше интереса, и лишь паразитировать на чужих способностях.
Удовольствие можно получить только расслабляясь.
Расслабляясь мы лучше всего телесно усваиваем правила, нужные способы восприятия в той или иной деятельности.
Поэтому удовольствие -- сажная часть творчества.
Но далеко не вся. Творчество, да и любое обучение, состоит из циклов попеременного напряжения всех сил, на грани срыва (чем больше напряжение, тем качественнее обучение) и расслабления, любования, удовольствия.
Если целью человека становится получение удовольствия, то человек вырождается в паразита.
В этом, думаю, неправота Аристотеля. Рядом с трактатами об удовольствиях он не написал трактаты о силе и красоте напряжения на грани сил.
Да и какая там жизнь в свое удовольствие, когда привычный мир разваливается?
Все-таки ни счастье, ни удовольствие не могут поддерживать целостность мира