Тут вот Аня написала статью "о пользе книг". Надо сказать, что статья меня зацепила, но долго не мог сформулировать, что в ней не так. Наконец
встретил в чужом тексте то, чего мне не хватало для изложения своего отношения к исходной теме. Я даже решил позаимствовать немного.
Собственно, за что я зацепился в изначальной статье? Да вот оно:
«Я даже рискну сказать, что не так уж обязательно прививать детям любовь к чтению. Увидят как мы читаем - сами захотят. А так - пусть лучше больше смотрят по сторонам
....
Теперь надо как-то впитывать через кожу, а фильтровать как? Я пока не поняла. Тема-то в том, что это не книги, мы со своим книжным миром сходим с корабля истории.
Рыбаки - грамотеи, мы живем в старом доме с пыльными книжными полками, а совсем рядом непрестанно накатывает бескрайнее стальное море»
И ниже в комментах продолжение: «А я вот думаю может нужен какой другой подход? Например, больше опираться на чувства и интуицию.»
Книга дома - очень нужна и полезна
Собственно, да, наблюдаем, что с ускорением информационного обмена и сопутствующим ростом количества информации ускоряются абсолютно все общественные процессы. «Окружающая действительность» резко усложняется, людям приходится существовать в условиях, где количество, качество и скорость изменения окружающего мира превосходит возможности человека по анализу происходящего. Следствие очень простое - приходится жить руководствуясь не столько знанием, сколько чувствами и интуицией, так как на анализ и осознание сложных причинно-следственных связей в вале информации и событий уже не остаётся времени. Но принятие решений основанных на чувствах или интуиции в стиле "выбирай сердцем" мало того, что приводит к неверным решениям, так ещё и увеличивает иррациональность происходящего.
Другими словами, непонятные или неожиданные явления требуют осмысления и понимания их причин и следствий. Но на их анализ в условиях ускоряющейся действительности и информационного вала перестаёт хватать времени и необходимой информации. Причём самой информации можен быть как недостаточно, так и бесконечно много в виде "белого шума", который надо как-то фильтровать.
Ключ к пониманию темы определяет комментарий «... больше опираться на чувства и интуицию». Почему? А потому, что подобный подход ведёт к деградации знаний как таковых. Не важно каких - «что такое хорошо и что такое плохо», «добро и зло», «электричество», «атомная энергия». И если учение о добре и зле ещё можно получить воспитанием, да и то в виде догматов из Библии или Корана, то вот остальное обнаружить наблюдением и интуицией смертельно опасно.
Click to view
Дятел - он и есть дятел. Его подвела интуиция.
Оказывается, интуиция - крайне ненадёжный помощник в повседневной практике, и сложность современного мира подразумевает наличие знаний, основанных на современных же достижениях науки и техники. Причём не просто знаний, но систематизированных, с чётко выстроенной причинно-следственной связью. Но и это ещё не всё! Есть опыт - практика применения полученных знаний.
И вот тут мы подходим к проблеме накопления и передачи знаний и опыта. А затем и к применению полученных знаний на практике. И если с первой частью всё давно ясно - учиться, учиться и ещё раз учиться, как нам наказывал один хорошо известный дедушка. То со второй частью сплошные неясности. С одной стороны, мы наблюдаем множество успешных, богатых и при этом совершенно невежественных персонажей. С другой - полёты в космос, лазеры, атомные станции и прочие достижения прогресса, и множество инженеров, грамотных и образованных, но сравнительно безденежных. Можно порассуждать над тем, почему так происходит, но интереснее другое.
Можно ли передать опыт без знаний? Практика показывает, что можно. Достаточно посмотреть на бытовой идиотизм, сопровождаемый лучшим доводом всех времён и народов: "все так делают". Зимняя резина только на ведущих колёсах, "жизнь без ГМО", "дети без прививок", "гомеопатия"...
Можно ли передать знания без опыта? Можно. И вот уже учитель физики доказывает, что торможение юзом эффективнее... Да что там учитель физики? У нас в МАИ аэродинамику преподавал профессор
С.Г. Бураго. Но вот его
теория эфира как-то не очень... А есть ещё лоуреат Нобелевской премии Лайнус Полинг, который ратовал за лошадиные дозы витамина С, хотя в медицине был так же как и я... Есть целое
сообщество в ЖЖ, где много таких заблудившихся. И вот тут мы обнаруживаем парадоксальную вещь - высокий интеллект и сам может являться источником иррациональности. И хорошо, если эти слепые не ведут за собой тысячи таких же слепых...
Что делать, если знаний нет, опыта нет, профессионалов рядом нет, умения учиться нет? Свято место пусто не бывает. Обязательно выплывает религия. Причём, чем более дезориентировано общество, тем большее в нём место она занимает. И не важно, какая - ислам, православие, либерализм, марксизм или "бог Кузя". Главное - верить и следовать догматам. Я не говорю, что это плохо, но со знаниями из Библии в Космос не полетишь, - надо что-то ещё. Кому-то вместо теории эфира пришла вера. Получился православный физик... В клинических случаях получается
православная арифметика. Но это уже совсем другая история...
Тут всё прекрасно. И казачки, и дороги, и икона...
Как передавать знания и опыт? Опыт - практическими занятиями и работой.
Знания? Есть такая форма обучения, как "лекция" и "семинар". А если Учителя нет? Лекцию можно прослушать в записи. А если надо посмотреть формулу? Или что-то повторить? Ага, вот тут и обнаруживаем, что есть такая интересная штука, называется "Книга". Её даже можно читать. Причём открыть в любое время, лишь бы было светло. Что? Светло? Это же прошлый тёплый ламповый XX век! Уже есть электронные гаджеты, позволяющие читать в темноте!
Фрагмент моей книжной полки.
Более половины книг имеют разве что историческую ценность...
Планшет.
На моём - где-то 60 книг и журналов.
Без электричества превращается в кусок железа.
Но ведь чтение книги - долго. А знания нужны вот прямо сейчас! Что делать? Чудес не бывает - учиться, учиться и ещё раз учиться. Получать знания. Работать. Как? Читать книги, смотреть фильмы... Если что-то непонятно - честно себе сказать: "Да, я этого не знаю". Позже, или самому изучить, или найти эксперта, который может объяснить, что к чему. Если ответ не устроит - продолжать поиск... Главное знать:
истина существует, и целью науки является ее поиск.
И пара слов про новомодные "игровые методы обучения". Вы пробовали выучить стихотворение играя? А формулу? Ну хорошо, таблицу умножения? Нет? Как-то вот опыт подсказывает, что игра и обретение знаний мало совместимые вещи. Их суть разная! Игра - для удовольствия. Обретение знаний - работа. Надо напрягаться. Можно ли выучить и удовольствие получить? Личный опыт подсказывает, что нет. Опыт друзей и близких, а так же собственные опыты над ребёнком подтверждают наблюдение. На этом про "игровое обучение" у меня всё.
Истина - существует. Только надо искать...