Тут к 23 февраля опять всплыли разговоры о происхождению головного убора красноармейца в народе называемого "будённовка".
Слово специалисту.
Алексей Куприянов, 24 февраля:На 23 февраля опять всплыла тема формы с разговорами и буденновками, которые якобы была пошита еще в царское время для парадов в Берлине, а потом досталась красным, которые свою армию в нее одели. Эта музыка будет вечной (надеюсь, нет). Все, кто всерьез историей гражданской войны занимался, и так все знают, а для тех, кто не занимался, небольшой ликбез.
0. Что нужно понять первым делом: никакой базы у этой версии нет. Ни единой строчки в эмигрантских или советских мемуарах (при том, что в эмиграции оказались сотни тысяч офицеров и военных чиновников, которые просто по роду службы должны были знать об этом заказе, пошиве миллионов комплектов, их хранении). Ни единой бумажки в советских или эмигрантских архивах. Вообще ничего, ноль, пустое место. Даже у унылой современной переделки "Там вдали, за рекой" (которая "За рекой Ляохэ") есть пусть призрачная, но база - якобы воспоминание автора слов, что дед ему когда-то говорил, что "в его время пели маленько по-другому". В данном же случае нет просто ничего. Более того, все эти офицеры и военные чиновники, оказавшиеся в рядах белых, не только не выказывали никаких претензий на эту форму - наоборот, подвергали ее всяческому осмеянию (чего стоит шутка про "пароотвод" - заостренный конец буденновки, предназначенный выводить пар от "кипящего разума возмущенного"). Берясь отстаивать эту версию, осознайте, что она висит в пустоте. Для историков этого, в общем, достаточно, чтобы считать дискуссию закрытой, но для многих других нет, так что едем дальше.
1. "Большевикам достались склады с формой, пошитой для парада в Берлине, и они переодели в нее свою армию".
Тут мы сталкиваемся с очень интересным примером того, как на сознание людей влияют образы, созданные кинематографом/художниками. Все еще по старым фильмам про гражданскую войну привыкли, что красноармейцы одеты в гимнастерки с разноцветными "разговорами" и шинели-кафтаны с такими же "разговорами", и этим отличаются от врагов. В реальности новая форма, хоть и была утверждена в 1919 г., на фронт впервые начала поступать в самом конце гражданской войны - осенью 1920, и то куцыми порциями и нецентрализованно. Если найдете фотографию времен ГВ до осени 1920 с новой формой (не считая всяких командиров и начальников высокого ранга типа Троцкого или кремлевской охраны, для которой ее специально шили), буду очень признателен. Мне не удалось.
Для примера приведу историю Ударно-Огневой бригады, с фондами которой я активно работал в РГВА. Бригада формировалась в составе Запасной армии Республики в Казани, туда отбирался элитный ком- и рядовой состав, для нее специально была пошита форма образца 1919 г., с "разговорами" и всем таким (причем руководство Запармии также дало волю фантазии - вот бойцы УОбр на фоне захваченного на Каховском плацдарме, обратите внимание на фантазийные кафтанчики). Когда бригадники осенью 1920 г. прибыли на Южный фронт на Каховский плацдарм, на них там смотрели как на чудо чудное и диво дивное: ни во что подобное не были одеты ни латыши, ни 51-я дивизия, в ряды которой влились ударники. В итоге были случаи, когда бригадников буквально раздевали, чтобы одеть отличившихся бойцов и командиров 51-й, а на их возмущение говорили, что право на новую форму еще нужно заслужить. Это осень 1920, напомню. До разгрома Врангеля и конца гражданской войны пара месяцев, с начала гражданской войны уже три года прошло. Большевики, видать, всё склады с парадной формой ищут.
Посмотрите на картинку, приложенную к посту.
Судя по легенде, это самое раннее весна-лето 1921 г. Врангель разбит, гражданская война окончилась уже несколько месяцев назад, а начсостав 6-й кавбригады, чтобы привести себя к уставному виду, себе самопальные "разговоры" на гимнастерках рисует краской и из ситчика нашивает. Рассказал бы им кто про царскую парадную форму, с интересом бы выслушали, наверное.
2. Есть еще одна версия: якобы шились только буденновки для парада, а остальная форма не шилась. Оставим в стороне некоторую парадоксальность, если можно так сказать, этой версии, приглядимся поближе.
2.1. Буденновка - _зимний_ головной убор из плотного сукна. Форма обр. 1919 г. в качестве летнего предусматривала обычную фуражку, первые летние буденновки появились в 1922 г. - т.н. "здравствуйте-прощайте", матерчатые шлемы с двумя козырьками спереди и сзади, дико неудобные. То есть предполагалось, что победу над кайзеровской Германией одержат непременно зимой? А если летом - в безыдейных фуражках парадировать?
2.2. Как минимум один раз за время войны фасон буденновки менялся приказом. Но даже не учитывая этот факт, на фотографиях времен гражданской войны мы увидим буденновки самых разных форм и размеров: высокие и низкие, с регулирующей нитью и без, с наушниками и назатыльниками самых разных форм и размеров, даже кучу кожаных увидим, которые у отдельных щеголей были совсем крохотными и держались чудом на затылке, прямо как береты у некоторых особых армейских модников новейшего времени. Что, весь этот разнобой на складах так и лежал - под запросы конечных пользователей, так сказать?
На самом деле секрет популярности буденновок в РККА состоит в том, что это абсолютно примитивная в производстве конструкция. 4-6 клиньев, простейшая выкройка наушники-назатыльник, сделать 7 швов, надеть и в бой. Изготавливать ее можно было хоть на коленке, не говоря уже о всяких швейных кустарных мастерских в тыловых и прифронтовых городах и фабриках ЦИР, которым нужно было занять простаивающие из-за отсутствия туркестанского хлопка мощности. И главное - была нужда в таком пусть и недостаточно теплом, но хоть как-то греющем головном уборе на фоне нехватки папах в зимний, осенний и весенний период.
3. Форма обр. 1919 г. оказалась чудовищно неудобной в использовании. В бою она пройти проверку не успела, начала в товарных количествах поступать в части в конце 1921 г., а уже полтора года спустя начальник управления РККА по боевой подготовке В.К. Путна жаловался инспектору РККА С.С. Каменеву:
"Наша комиссия, как выясняется, «в своих исканиях» исходила от народно-крестьянской одежды и, в конце концов, выработала одеяние южно-национального покроя и стиля […]. Члены комиссии гонялись за «стилем», по-видимому, совершенно забыв, что в выработанной одежде придется воевать в условиях XX века... Рубаха (суконная и летняя) неудобна для надевания и безобразит даже хорошо сложенную фигуру. Карманы неудобны; цветные нагрудные клапаны особенно излишни. Большим недостатком летней гимнастерки нужно считать невозможность ее выстирать, так как окраска с грудных клапанов и петлиц линяет. Узкая с небольшим прорезом для головы рубаха причиняет много неудобств при ее надевании и снятии. Сделанная в обтяжку, с узкими в дудочку рукавчиками, она стесняет движения, а летом совершенно не дает доступа воздуху к телу. Богатырка, зимой допускающая прохождение холодного воздуха в голову и летом плотно облегающая голову и концентрирующая в себе солнечные лучи, причиняет головные боли, не создавая хотя бы мало-мальских удобств. Летний головной убор обладает еще большими недостатками. Назатыльник его (строго установленных размеров) при прямом положении головы упирается в ворот шинели, и головной убор сползает на глаза. Все, носящие летний головной убор, невольно приучаются к несколько наклоненному вперед положению головы с вытянутой шеей. При изготовлении из легкого материала (бумажной материи) шишак и купол быстро мнутся и придают красноармейцу неряшливый вид. Вентиляция далеко недостаточна. Особенно ярким является опыт с легким «шлемом», его качества легко определяются: стоит только выйти в нем на улицу в дождь и сильный ветер, - описывать получаемое впечатление излишне. Нередко курсанты и красноармейцы, уличенные в отпуску в неформенных уборах, чистосердечно заявляют, что в летнем шлеме им «идти стыдно»… Именно поэтому среди командного состава распространено ношение летних шлемов, пошитых из сукна по индивидуальному заказу. По общему мнению, нагрудные клапаны на шинели и рубахах являлись лишними, а нарукавные клапаны, с точки зрения размещения на них знаков различия, - неудобными. Теперешнее обмундирование, наряду с некоторыми достоинствами, обладает таким числом недостатков, что речь может идти не о частичном, а обязательно о коренном его изменении. Крупнейший недостаток нашей формы - псевдонациональный «стиль» - должен быть решительно отвергнут".
Это, собственно, и произошло в последовавшие годы. Исчезли разговоры и нарукавные клапаны, отказались от "здравствуйте-прощайте". Лишь зимний шлем-буденновка, капитально видоизмененный, дожил до конца 1930-х, но с массовым внедрением в армии касок отказались и от него.