Очередным пролоббированным финансовыми организациями органом или же действительно эффективным внесудебным инструментом по защите прав потребителей финансовых услуг?
Об учреждении «Финансового уполномоченного. Омбудсмена» я сообщил в феврале этого года в Правительство, Банк России и Минфин.
В письме я обосновал целесообразность выбора рыночного механизма его функционирования. Тем более, все необходимое для этого уже сделано. И это на фоне того, что они уже в течение последних 5 лет только «ведут работу по созданию».... Но такой эффективностью работы уже никого не удивишь - успели привыкнуть. Кстати, один из первых законопроектов для Минфина помогал когда-то писать я.
Но! Хотели как лучше, а получится, как всегда!
20 марта Банк России направил мне письмо
В Банке России решили создать службу Финансового уполномоченного при себе. Видимо, чтобы посадить туда подконтрольного/пролоббированного фин.организациями парня, который угробит эту хорошую идею за пару лет. Эти ребята в очередной раз распилят очередной бюджет - 20 млн рублей в год, как следует из финансово-экономического обоснования. А итоге проиграем мы все - внесудебная защита прав потребителей финансовых услуг так и останется несбывшейся мечтой.
А вот о чем мечтал лично я…
В Великобритании именно предложенная мной модель Службы финансового омбудсмена (Financial Ombudsman Service), созданная в 2001 году, уже доказала свою состоятельность и востребованность.
Финомбудсмен - правовой посредник между финорганизациями (состоятельными, четко организованными и нацеленными на получение максимальной прибыли) и потребителями (разобщенной массой отдельных граждан, цель которых - заплатив деньги, получить качественную услугу).
Целью финомбудсмена является охрана и защита прав и интересов потребителей финансовых услуг, обеспечение быстрого, эффективного и безвозмездного досудебного рассмотрения их обращений, повышение финансовой грамотности граждан и укрепления доверия общества к финансовой системе.
Основными принципами деятельности Финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг являются независимость, добросовестность, справедливость.
Сейчас суды завалены исками по спорам с финорганизациями, и особенно - со страховыми компаниями - почти миллион исков в год. Эффективная работа института досудебного урегулирования споров между финорганизациями и их клиентами-физлицами может разрешить эту ситуацию. Ведь финансовый уполномоченный быстро, бесплатно и эффективно мог бы разрешать в пользу граждан их споры с финансовыми организациями. Но, как мне кажется, внесудебная защита прав потребителей так и останется несбывшейся мечтой для меня и для всех нас.