Одна знакомая сказала мне чудную фразу, что-то вроде того, что каждое новое поколение рождается более осознанным, чем предыдущее.
Что-то в этом конечно есть. Но имхо суть не в том, что они умнее, а в том что мы умнее становимся, увы к старости. Мы учимся понимать друг друга и анализировать - смотреть на любые ситуации с разных точек зрения, на всю картину целиком - только когда пенсия на горизонте. И это ужас как печально, потому что ведь самые главные решения, от которых зависит наша жизнь и счастье, нам приходится принимать именно когда мы еще молоды.
То есть тенденция вводить начала психологии вроде имеет место быть уже лет 40 как, пол-века почти. Но по сути программы нет и у детей, тинейджеров, подростков, этих самых основ в головах-то и нет вовсе. А именно эти знания больше всего, лучше всего и помогают понимать друг друга, строить отношения с учетом перспективы.
Возвращаясь к нарциссической составляющей.. Да, мы стадные животные. Мы смотрим на себя очень долго, а то и всегда, как на проекцию чужого мнения о нас. Но анализировать это мнение, не понимая окружающих, близких нам людей, это ведь почти невозможно. Вот и получается, что чем меньше мы общаемся, чем менее искренны мы друг с другом, чем менее открыты и готовы / умеем понимать - тем выше риск, что эти чужие мнения и проекции мы будем «есть не прожевывая» и принимать как данность, как истину в последней инстанции. И давиться ей, как следствие. Замыкаться на себе и бегать, как хомяки, по кругу. Разбиваться о стены, когда могли бы проходить сквозь них и идти дальше, яснее понимать суть наших отношений с окружающими, быстрее и менее болезненно осознаать в чем мы похожи и в чем различаемся, оценивать конфликты интересов и находить цивилизованные решения.
То есть по сути проблема нарциссических расстройств - это проблема по большей части именно образования и дремучей традиции нетерпимости, отторжения непохожих. Раньше, до открытия антибиотиков и контрацептивов, эта нетерпимость имела эволюционный смысл. Но сейчас в ней необходимость, прямо скажем, отпала почти совершенно. И опять же получается, что все упирается в образование.
Насчет наших классиков и программы по литературе. Без них конечно никуда, но они как практика без теории - крайне коварны. Поскольку каждый для себя делает совершенно разные выводы. И опять же, чаще всего эти выводы бывают навязаны какими-то маститыми или модными критиками и тп, ведь очень мало учителей реально позволяют и поощряют в учениках работу мысли. А их собственная (критиков) работа мысли чаще всего оставляет желать. ((
Но разбирай мы те же истории и ситуации с точки зрения и психологии - ведь мы понимали бы их совсем, совершенно по другому, и делали бы другие выводы. И проводить аналогии со своей жизнью, пользоваться чужим опытом для того, чтобы не наступать на те же грабли на своем пути, было бы куда как проще и понятнее.