Unusual Aircraft Recovery Procedures

Jan 08, 2017 18:20

Замечательная лекция:

image Click to view



Я почему делюсь. Мне тема вывода самолётов из нестандартных положений очень близка и интересна. Конечно же потому, что мне всегда была интересна тема интенсивного маневрирования (ну, там, по детству Flanker 2.0, все дела, бгг), сам по себе высший пилотаж сначала по-щенячьи восторженно в юношестве, потом уже по-рабочему, когда я освоил его в тех пределах, которые позволяют его делать освоенные мной типы самолётов. Это я к чему: тему вывода самолёта из нестандартного положения, даже если это не пилотажный тип, я считаю далеко не лишней для изучения лётным составом гражданской авиации. Не только в теории, естественно.

Конечно же я поддерживаю принцип недопущения попадания самолёта в такие условия, в которых обычному гражданскому экипажу потребуются навыки "дёрганья палки" подобно пилотажнику сборной России. Но это авиация. В ней даже самые невероятные стечения обстоятельств подлежат изучению и разбору на составные части. И исключать изучение этой её составляющей не стоит.

Мне и моим друзьям, занимающимся высшим пилотажем на спортивных машинах, в своё время было удивительно видеть как у опытных пилотов, добровольно ради общего развития составляющих нам компанию в полётах на пилотаж, при обычном крене более значений, к которым они привыкли становятся квадратными глаза и поджимаются ноги, а при обычном штопорении с инструктором, доверившим ручку, эта самая ручка упирается в пузо и начинает интенсивно выводить самолёт на критические углы. "Всё отдам, только крен убери!" Даже жизнь... Один мой "знакомый друг", на тот момент достаточно опытный коммерческий пилот даже сказал:"Ты, это, крены такие не делай только, боюсь я их чёт" :)

Изучая материалы некоторых случаев выхода самолётов на нестандартные режимы, я заметил, что реакция конечностей на эти положения там как раз подобная: борьба с большим отрицательным тангажом на достаточной для безопасного вывода высоте - во что бы то ни стало штурвал в пузо, даже на минимальных скоростях, когда это грозит ещё худшими последствиями. Большой крен на больших положительных углах тангажа - в первую очередь борьба с креном. Кладём на маленькой скорости самолёт пузом на поток, создавая огромный угол атаки и начинаем лихо педалировать и толкать штурвал от себя. Что в этом случае грозит любому самолёту? И классика - начало сваливания и штопорение - опять же борьба с креном, а не с углом атаки и маленькой скоростью.

В своё время мне очень понравилось видео тренировки одного "Тушечного" экипажа с Рубеном Есаяном, который им лично на тренажёре Туполя показывал правильную последовательность действий при выходе из такого положения, которая, кстати, остаётся неизменной чуть ли не со времён зарождения авиации. Ведь это же аэродинамика :) Самолёт, будь то авиетка "Небесная блоха" или огромный А-380, в любом положении не падает - он летит :)

зы: я отдаю себе отчёт в том, что, не имея привычки к нестандартным маневрам в действительности можно сильно обделаться и при крене 60 градусов. Тем не менее приятного просмотра :)

пилотаж, сваливание, маневрирование, maneuvers, самолёт, пилот, штопор

Previous post Next post
Up