- 1621, борт подходит к 4-му, готовы к взлёту без задержки?
- 1621 готов!
- 1621, занимайте исполнительный 76, взлёт без задержки, зона 3, выход правым.
- 21-ый, занимаю исполнительный 76 и взлетаю, третья зона, правым.
- 0786, готов к посадке.
- 0786, ветер справа 3, посадка дополнительно.
- 0651, закончил работу в зоне в районе 2-го разворота, к входу в круг готов.
- 51, ждать.
- 51 ждём.
- 0786, полоса свободна.
- 0786, садимся.
- 0651, снижайтесь к 3-му триста.
- 51-ый принял к 3-му триста, зону освободил.
- 1193, уточните место?
- 1193, подходим к первому.
- 1193, заход за бортом, следующим к 3-му развороту, сию в районе траверза.
- 1193, наблюдаю, заход за бортом...
Что за аэропорт такой загруженный? Исключи элементы тренировок в зоне и чисто российские позывные - по частоте радиообмена в одном ряду с Хитроу, однако. Аэродром Кузнецово. Я любуюсь работой диспетчера и моих летунов из кабины Як-52. Я в отпуске, а значит сейчас я один из них.
Установленные для авиационного радиообмена 100 слов в минуту здесь уже не подходят. Скорость речи гораздо выше. Но произношение гораздо чётче - нет времени на повторения. Слух всё время напряжён. Ты крутишь пилотаж, объясняешь что-то по СПУ своему пассажиру, получающему в задней кабине свою порцию кайфа от акробатического полёта, борешься с перегрузками, автоматически считываешь показания приборов, но это всё фон. Всё внимание там - в эфире. Маленький кусочек воздушного пространства заполнен техникой и радиоосмотрительность сегодня на первом месте.
- 0651 вышке!
- 0651 ответил! - вися на ремнях вниз головой, отвечаешь диспетчеру, прерывая свой красочный рассказ о фигурах доверившемуся тебе пассажиру.
- 0651, сколько рассчитываете ещё работать? Борт готовится к взлёту, больше зон для пилотажников нет.
- 0651, ещё две минуты и далее готов по вашим командам к заходу.
- 0651, принял, окончание доложите.
- Доложу окончание, 51.
- 2121, разрешаю исполнительный, взлётный 76, рассчитывайте зону в районе 2-го разворота после её освобождения, пока там работает Як-52...
Популяризация авиации идёт полным ходом. Людей, желающих приобщиться к полётам и попробовать вкус полётов на пилотаж или по маршрутам, становится всё больше. Иногда их число в определённый пиковый день зашкаливает настолько, что требуется специальное деление воздушного пространства, организация оперативных пересадочных мест стоянок, как следствие отдельный предполётный брифинг и согласование с коллегами-авиадиспетчерами в Центре ОрВД. Особое внимание на инструктаж пассажиров и контроль их самочувствия в полёте в условиях дикого траффика.
- 0651, разрешите исполнительный.
- 0651, ждать, борт на прямой.
- 51, ожидаю.
Солнце слепит, заходящий самолёт не видно, всё доверие диспетчеру, который точно не подведёт, как сейчас, когда рука уже готова была рутинно отпустить тормоза и поехать навстречу другому самолёту. Но командный голос профессионала сегодня всех ставит на свои места. Пассажир за спиной слышит этот разноголосый набор слов и терминов, ничего не понимая, а я получаю свой кайф - от слаженности работы ребят, находящихся в воздухе в разных местах района аэродрома и внимательно слушающих команды, от собранности и внимательности диспетчера, генерирующего со скоростью автомата Калашникова одну за другой команды, от всего процесса производства полётов в целом.
- 2282, закончили над точкой.
- 2282, снижайтесь к 1-му 300.
- 2282, мы готовы к траверзу занять.
- 82, борт на 2-м развороте, ещё один следует в район третьего, вы - 3-ий на посадку, выполняйте команду.
- 82, понял, к 1-му.
Таак, кто-то всё же выпал из контура и начал заниматься УВД и предлагать свои варианты диспетчеру :) Так не пойдёт, главный должен быть один и он ставит "дублёра" на место. "Не иди на поводу у экипажа" - так говорили всем поколениям курсантов, начиная с первого курса. По-видимому, фраза останется актуальной всегда и, будучи по обе стороны баррикад, объективно осознаёшь правоту преподавателей.
На стоянке. Снимаю мокрую гарнитуру с головы. Тишина. Трещат насекомые, вдали гудит двигатель самолёта. И где весь этот траффик?
- Ну, что? Поздравляю с первым успешным вылетом на пилотаж!
- Спасибо огромное!
- Не за что, возвращайся. Кто следующий?
Короткий отдых, осмотр самолёта, инструктаж пассажира, щелчок тумблера аккумулятора... и голова снова заполняется потоком речи, понятной только группе людей, плотно привязанных каждый к своему креслу ремнями в своих кабинах, и одному человеку на вышке, привязанному к своему креслу грузом ответственности.
СПУ: Самолёт готов к взлёту, пасажир готов?
СПУ: Готов!
П: 0651 к взлёту готов, зона 2.
Д: 0651, полоса для взлёта свободна, ветер 80 градусов 2, вторая зона от 400 до 1000 метров.
П: 51-ый информацию принял, взлетаю.
СПУ: Поехали!
Обороты, тормоза, направление... подъём! И сразу за спиной:
- 0772 готов к посадке.
- 0772, полоса свободна, после посадки ускорить освобождение вправо на магистральную.
- 0772 принял, садимся, после посадки вправо без задержек.
- 1193, на третьем, заход.
- 1193, выполняйте заход, ветер 85 градусов 3 порыв 5.
- 1193, выполняю, принял.
- 2121, взлетел Як-52, следует во вторую зону, правый вираж для создания интервала.
- 2121, пока не наблюдаю, вираж вправо для задержки, спасибо.
И так дальше до самого окончания потока любителей авиации, решившихся в этот день познакомиться с ней поближе. Гомон знакомых голосов в эфире, правильные и своевременные действия органами управления, внимание за окружающей обстановкой, перевёрнутый вверх тормашками родной город за остеклением фонаря и раскрасневшееся улыбающееся лицо человека, в первый раз окунувшегося в мир высшего пилотажа - то, зачем стоит летать. Не зарабатывать деньги, просто летать.
- 72-ой освободил полосу, на основную.
- 72-ой, понял, на основную стоянку
- 51-ый, на стоянке, выключение. Спасибо за работу.
Спасибо всем, кто участвовал в тот день в выполнении и обеспечении полётов! Вы все очень крутые ребята и я всегда рад быть среди вас! До вылета!