Читаю книгу Льюиса Спенса "Легенды и рыцарские предания Бретани" - сборник разнообразных легенд, сказок, баек, преданий и прочих разновидностей бретонского фольклора. И вот сегодня наткнулась на совершенно замечательную историю с неожиданной концовкой. Дело происходит в первой половине XVII века. Молодой человек, о котором почему-то неизвестно ничего, кроме того, что он писарь, ведет свою невесту Аннаик танцевать на луг. По дороге им встречается гопник маркиз де Геранд, про которого ещё в начале рассказа говорится, что он, несмотря на всё своё богатство, не самый приятный в общении человек (об этом говорит хотя бы тот факт, что когда он отправлялся на поиски приключений, его мать звонила в колокол замка, чтобы предупредить живших в округе крестьян). Маркиз видит парочку и начинает провоцировать писаря, склоняя его подраться. Писарь проявляет достаточно благоразумия и не ведется на маркизовы провокации. Аннаик стоит рядом, дрожа, краснея и бледнея. В итоге маркиз раздражается и протыкает писаря своей рапирой. А дальше я ждала классической для подобных историй концовки: по логике вещей маркиз должен был увезти девушку в свой замок и заставить всех нас сочувствовать её судьбе. Но всё было совсем по-другому!
На самом же деле Аннаик, увидев, что её возлюбленный истекает кровью, бросилась на маркиза, выбила у него из рук злосчастную рапиру, после чего маркиз ей ничего сделать уже не мог (мне вот очень интересно, это он был такой хилый, или она такая сильная). Дальше: "Собрав все свои силы, в порыве отчаянного безумия она потянула негодяя на луг, где танцы были в самом разгаре, и протащила его несколько кругов, пока не выбилась из сил. Наконец она бросила его бездыханное тело на лугу и поспешила домой." Дома Аннаик вспомнила, что она же героиня грустной баллады, и должна отвечать законам жанра, поэтому она легла и умерла, чтобы быть со своим возлюбленным на небесах.
Честно говоря, я зауважала эту бретонскую девушку, живи она сейчас, могла бы вести курсы по защите от маркизов с мечами и мести за возлюбленных. И с такими задатками её правнуки через полторы сотни лет наверняка штурмовали Бастилию. Правнуки, кстати, у неё наверняка были, ибо после текста легенды Спенс рассказывает, что случилось в реальности. Имей я средства, сняла бы сериал сезонов так на пять, потому что реальность обладает куда большим потенциалом, чем сама легенда, а самое главное... писарь-то выжил!
"Читателю будет приятно узнать, что герой этой баллады, писарь из Гарлона, не погиб. Пожалуй, этот факт немного подкорректирует ее общий печальный фон. В нашем распоряжении имеется хроника, в которой говорится о том, что достойный писарь не умер от раны, как утверждал Тугдуаль Салаюн из Плобера, автор этой баллады, и что жестокий маркиз избежал смерти, которая, по бретонскому обычаю, грозила бы ему, если бы писарь погиб. Его достопочтенная мать взяла на себя обязательство выплачивать престарелым родителям писаря ежегодное содержание и стала воспитывать второго ребенка Аннаик, вышедшей замуж за своего возлюбленного. Пожилая дама дала ему образование и всеми силами старалась расширить сферу его интересов. Что касается маркиза, то на самом деле он остепенился. Кто-то может даже почувствовать досаду оттого, что такой многообещающий мерзавец, о котором можно было бы сложить еще множество легенд, пожертвовал свой выдающийся талант на алтарь банальности. Обремененный грехами своего прошлого, он основал больницу для живших в округе бедных. Каждый вечер крестьяне видели огонь, горевший в одном из окон этого здания. Если кто-то спрашивал, зачем нужен этот свет, ему отвечали: «Это маркиз Геранд не может заснуть и молит Бога простить ему прегрешения молодости»".
Этот абзац порядочно подпортил трагичность истории, но приятно сознавать, что умница Аннаик не зря настучала маркизу по наглой роже, кто знает, может как раз эта взбучка оказала на Геранда полезное воздействие, после которого он пошёл основывать больницу =)