О музыке и немного обо мне

Nov 26, 2016 01:16

Я очень далека от музыки. Можно сказать, я в ней полный профан. И это несмотря на долгие годы у рояля. Нет, я не намекаю, что я пианистка. Наоборот - я полный антипод пианистке - я НЕ пианистка. Мама привела меня в музыкальную школу в возрасте 6-ти лет. Там что-то наиграли, что-то прохлопали, я со всем этим замечательно справилась и началась моя учеба музыке. Я очень любила сольфеджио и музлитературу - каждый раз шла, как на праздник. Это было легко и интересно. У меня был абсолютных слух, идеальная растяжка маленьких пальчиков... и на этом все. Петь хором я ненавидела. У меня очень низкий голос, по утрам по телефону меня иногда принимали за моего папу. Правда позже, уже в подростковом возрасте. Но и у малышки голос у меня был низким, поэтому в хоре я была вторым голосом - а это неинтересно. Руководительница хора меня так и не смогла увлечь сим занятием и поэтому у меня было очень много пропусков, даже грозились каждый год не допустить меня до экзаменов. Ну и главное - специальность - фортепиано. Как звали мою преподавательницу я уже не помню, но саму ее помню прекрасно. Это была пожилая еврейка. По-моему, ей все было безразлично. Как только начинался урок и я неуверенно извлекала первые ноты из инструмента, она благополучно засыпала. Ей можно, конечно, посочувствовать - я была не виртуозом-вундеркиндом. Но ее сладкий сон отнюдь не продвигал меня к высотам. Репетировать каждый день у рояля я не любила. Скучно, нудно и толка никакого. Не было желания и не очень получалось. Да, у нас дома был рояль. Настоящий кабинетный рояль. Bösendorfer. Покупали его моей старшей сестре, которая в отличие от меня прекрасно играла и делала это не из под палки, а с удовольствием. Тем не менее мама моя не отчаивалась и продолжала водить меня в музыкальную школу, надеясь, что со временем и из меня выйдет толк.
Должна сказать несколько слов о моей музыкальной школе. Это была музыкальная школа N11 города Москвы. Располагалась она на современной Пречистенке и называется теперь Детская музыкальная школа им. В.И. Мурадели. Школа располагается в особняке 1820 года постройки, принадлежавшего гвардии корнету Павлу Яковлевичу Охотникову. Тогда я этого не знала, но каждый раз любовалась мраморной лестницей, проем которой было обрамлен колоннами на втором этаже. А уж концертный зал с расписным потолком заставлял меня мечтать и погружал в какие-то волшебные видения. Я даже сейчас помню эти мои детские чувства - нестройная музыка, гаммы со всех сторон, мрамор и величие... Школу любила, а музыку - нет.
Я была неусидчива и бездарна. К тому же, как я теперь понимаю, я была близорука. Окулисты мою близорукость не фиксировали до 12 лет, но уже тогда ноты я не видела. Мне приходилось привставать, щурить глаза и напрягаться, чтобы просто прочитать ноты. Я проучилась 5 лет, но диплом об окончании так и не получила. Не помню уже почему. Да и не нужен он мне. Как только я перестала посещать школу, к роялю я больше не подошла. Никогда.
И музыкой я тоже перестала интересоваться, вычеркнув и ее, как что-то ненужное.
Поэтому возвращаюсь к своей первой фразе - я полный профан в музыке.
Став взрослой, я полюбила классику, особенно фортепьянную: Шопен, Брамс, Лист... Я так толком и не поняла Стравинского и Шостаковича, не говоря уже о Шнитке... А остальных современных композиторов так и вообще не знаю.
И вот сегодня была в театре на концерте посвященному 80-тилетию Стивена Райха. Вот, что о нем пишет Вики: "американский композитор, один из первых авторов музыки в стиле минимализм. В раннем творчестве Райха присутствовало много экспериментов, в частности запись закольцованных, циклически повторяющихся фрагментов, записанных на склеенных кусках магнитной пленки (англ. 'time loop') (например в композициях «It’s Gonna Rain» или «Come Out»). Такие композиции по своей форме и ритму были новы для своего времени и сильно повлияли на современную музыку, особенно в США. Среди его последователей можно назвать Скотта Джонсона"
Я, когда шла на концерт, не знала, что меня ждет. Ну, мы с мужем в июне купили абонемент в театр и набрали кучу билетов http://angevine-russe.livejournal.com/346760.html#cutid1
И теперь ходим вместе и поодиночке на драму, оперу и концерты.
Сегодня я ходила одна. Когда шла, не знала на что. То есть, всегда есть место интриге - я ведь уже выбрала это в июне, значит чем-то руководствовалась, а сейчас иду вслепую - буду удивляться. Вот и поудивлялась. Я не думала, что такая музыка мне может понравиться. Но я в восторге.
Сначала вышел один скрипач. Он стоял, а запись с взвизгиванием струн шла по коротенькому кругу. Это было похоже на работу механизма больших часов. И скрипка начала следовать этому рефрену. Сначала неотделимо от записи. Долго. Долгие минуты по кругу. Немузыкально, слишком короткий кусочек. Некоторые зрители попытались хлопать, думая, что это шутка? Но постепенно скрипка начала отличаться по фазе. Слегка, потом побольше. И только в конце произведения она сыграла свою партию, очевидно отличную от записи. Для меня это было совершенно неожиданно, неслыханно до того. Сначала я просто удивлялась, оно меня беспокоило, а потом, как магия... как гипноз... Здорово.
Следующее произведение играли 2 скрипки, альт и виолончель. И опять запись в фоне. Телефонный звонок, шумы, голос мужчины, женщины. Но каждый из этих звуков дублируется скрипкой или виолончелью. Они ведут свои партии, сплетают их с шумом записи и полностью повторяют тон голосов и звуков. Завораживающе. Тут было уже больше мелодичности.
И в завершение целый оркестр. 4 голоса, 2 скрипки, альт, виолончель, 2 кларнета, ударные, 4 виброфона и 4 рояля. Я никогда до этого не видела на сцене 4 рояля одновременно! И царящий на всеми дирижер. Уже без записи, но мощно и волнующе.
Вот так я вышла в свет... До сих пор под впечатлением. Я не предлагаю вам послушать что-то из этого в записи... думаю это нереально оценить по ролику. Но от себя я не ожидала, что мне такая музыка понравится. Тем с вам и делюсь.

Стивер Райх, мемуары, музыка, театр, воспоминания

Previous post Next post
Up