"Я выехал из Асхабада 12-го января, рано утром, прямо в Байрам-Али, минуя Мерв.
…
На вокзал я приехал всего за несколько минут до отхода поезда и поспешил в первый попавшийся вагон. Но носильщик, указывая мне на красовавшуюся на вагоне доску с крупной надписью - «Для мусульман», сказал: «Вам, господин, тут не место».
Подобные, специальные вагоны «для мусульман» имеются всегда при всех поездах Среднеазиатской ж. д.
Смысла в этом я мало вижу.
Говорят, будто сарты, бухарцы и текинцы неопрятны, но ведь и российские путешественники (особенно среднего класса) не так уже увлекаются гигиеной. Как-то, из любопытства, я зашел в вагон «для мусульман» и, уверяю вас, там не было грязнее, чем в вагоне «для православных». А, между тем, такое распоряжение несомненно оскорбляет туземцев."
- Гартевельд, В. Н. Среди сыпучих песков и отрубленных голов путевые очерки Туркестана (1913)
Примечательный персонаж, между прочим, этот Вильгельм Наполеонович
правильнее Хартевельд Вильгельм Наполеонович (Юлиус Наполеон Вильгельм) (5 IV 1859 (по уточн. данным), Стокгольм -1 X 1927, там же) - рус. композитор и дирижёр. По национальности швед. Муз. образование получил в Лейпцигской консерватории. В 1882-1918 жил в России. Посетил Сибирь (1908), где записал песни ссыльных, политкаторжан. С 1909 организовывал концерты-лекции во мн. городах России, пропагандируя муз. фольклор сибирской каторги (популярен был "Кандальный марш" в записи и обр. Г.). Преследовался царским правительством. В 1919-1920 жил в Константинополе, с 1920 - в Швеции. Автор опер "Песнь торжествующей любви" ("Сон", по повести И. С. Тургенева, 1895, Харьков), орк. сочинений (в т. ч. "Испанские танцы"), романсов на сл. Д. М. Ратгауза, А. К. Толстого и др. Издал неск. песенных сб.: "Песни каторги. Песни сибирских бродяг и каторжников" (СПБ, (1908)), "8 песен сибирских каторжан, бродяг и инородцев" (СПБ, (1908)), "25 песен сибирских каторжан, бродяг и инородцев" (СПБ, б. г. (1909)). 12 обр. Г. были записаны на грампластинки и выпущены с пояснит. брошюрой "Песни каторжан" (М., 1909).