(no subject)

Nov 17, 2008 01:31

Пухтышкину почти четыре года. Четыре года! Он ведь большой уже -- такой большой, что, наверное, и Пухтышкиным его уже как-то не с руки будет называть скоро.

Как знают читатели этого журнала, последние месяц-два мы заняты поисками школы, и процесс поступлений сейчас в самом разгаре. Я много думаю о том, что и как Пухтышкин учит и познает, что для него хорошо идет в обучении, что -- не очень; что он знает и умеет лучше сверстников, что -- на уровне, и в чем отстает. И вот какие у меня интересные выводы появляются -- что он заметно отличается от многих детей, о которых я читаю здесь в журналах или слышу от друзей.

Ключ в одном: я часто вижу, как кто-то говорит, что его ребенок не может учиться у родителей, что он лучше учится у чужих людей. И дело не в неспособности родителей учить -- порой они замечательно учат других -- и даже не в упорстве ребенка, а вот просто так как-то складываются то ли характеры, то ли совпадение/несовпадение методов обучения, что всем легче и дело спорится лучше с учителями вне семьи.

А у нас, если моя память меня не подводит, как раз все наоборот. Большинство, если не все из того, что Пухтышкин выучил или умеет, было выучено с нами -- либо со мной, либо с Игорем, либо с кем-то из бабушек-дедушек. Будь то более академические вещи, вроде начал математики, чтения или логики (если знания цветов, букв и чисел и решение простеньких задач и примерчиков можно назвать "академическими"), или слоарный запас и знания языка, русского и даже английского, или просто познания о мире вокруг и об отношениях между людьми, о правилах поведения и о многом другом, о чем надо узнать маленькому человечку -- ведь все это от нас. От нас, а не от воспитательниц в садике или учителей на разных кружках.

В какой-то мере мне лично было бы проще, если б он лучше учился у учителей -- отправил его на кружки или занятия, и вот тебе -- результат как будто сам по себе. Можно даже удивляться полученным знаниям, как описывают другие родители -- и откуда только что берется? Я не говорю, что те, у кого дети лучше учатся с учителями, делают это от лени -- отнюдь, но надо признать, что в чем-то возможно лично для меня это был бы более легкий вариант. Тогда я б спокойно проводила все то время, что у меня есть с ним, в развлечениях, не заморачиваясь про полезность или развивающие свойства того или иного занятия -- в школе разовьют, а я пока поиграю и подурачусь с ним.

Ан нет; нет у нас никакой deus ex machina -- не припомню я, чтоб ахнула: "и откуда это только у тебя в голове берется? Никак в школе выучил или еще где-то подобрал сам." Наоборот, даже в садике, где с ним и занимаются, и коллетив хороший, и вообще вроде можно многому научиться -- как-то он не так много извлекает, как мог бы, как извлек бы, возможно, другой. И кружки из тех, на которые он ходит, помогают только те, где мы и дома занимаемся с ним. И математика-то из нашего домашнего математического кружка, из моих занятий с ним, из Игоря игр и задач в машине. И английский, получается, тоже в основном как раз от нас, а не из садика.

Я уже давно убедилась, что из мультиков Пухтышкин почти ничего не извлекает (не удивлюсь, если не извлекает вообще ничего), что компьютерные программы или "развивающие" игрушки хороши как времяпровождение, как еще одна музыкальная пищалка, но отнюдь не для обучения Пухтышкина чего либо. Теперь вот думаю, что это не только с игрушками так, а и со многим тем, что вокруг него, что не мы. При этом не сказать, чтоб наши занятия с ним складывались особенно гладко -- наоборот, ни Игорь ни я не имеем правильной подготовки, образования и знаний о том, как правильно заниматься с детьми. Мы раздражаемся, мы не умееем занять его на столько, на сколько хотелось бы, мы строго говорим ему смотреть и слушать нас, вместо того, чтоб его заинтересовать; мы доводим и себя и его до слез; мы наверное слишком давим, или, наоборот, давим недостаточно много; все это идет у нас через какие-то семейные мучения, вроде хотя бы нахождения времения для занятий или для того, чтоб заняться "развивающей игрой" вместо какой-нибудь обычной и привычной (что детям тоже важно. Но вот, получается, что все равно учится Пухтышкин в основном таки у нас.

И не надо ждать, что в один прекрасный день он вдруг раз и скажет, что уже умеет читать или даже писать; или что раз и заговорит на чистом английском; или что раз -- и будет общительным и вежлиым в обществе всегда. Ничего у нас "раз и...." не будет. Наоборот, скорее всего в ближайшем будущем так оно и будет, что надо заниматься, надо находить время и терпение, надо стараться и нам и ему, чтоб были видны хоть какие-то результаты. Что ж, я очень надеюсь, что по крайней мере Пухтышкин будет рад .

school, parenthood, school selection, goshik

Previous post Next post
Up