New required class: "The basics of orthodox christianity"

Sep 04, 2006 14:07

Уже несколько дней наблюдаю, как российские френды занимаются самовнушением на тему "да что вы, основы православной культуры -- нормальный такой предмет; волноваться не о чем."

Аргументы идут от простых: "да, мы христиане и надо нам детей правильному учить" -- дальше там по тексту расизм и антисемитизм, так что это как раз не у френдов, а если по ссылкам пойти. О них не будем.

Есть еще песни от хороших людей на тему: "нас учили и УПК и основам научного коммунизма, ничего, выжили". Действительно, ведь учили, и ничего. Только не надо сравнивать основы научного коммунизма в семидесятые годы в старших классах и институтах с промывательством мозгов первоклашкам. Это скорее как в тридцатых годах. Мой дедушка, например, еще и после приезда в Америку несколько лет все мучался -- как же так, он же так в коммунизм верил и все, что ему рассказывали, а вон оно как на самом деле. Да, если дома будут проводить воспитательные работы, то вред от этого предмета можно нейтрализовать. Но, в принципе, дома можно и все другое воспитывать и рассказывать -- зачем тогда школа? И как быть с массами, которым дома не обьяснят, как правильно этот предмет воспринимать?

А дальше совсем уже коронный аргумент, который даже maccolit вот поддерживает: "На самом деле, как я понял, имеется в виду светское образование по православной культуре. ...Почему именно православной культуры? А почему есть предмет "русская литература"? Хотя в школах не все русские.
"
Я тут долго над этим медитировала. Где именно логическая связь между двумя предложениями? В том, что в одном названии есть "русская", а в другом "православная"? Или еще какой-то сакральный смысл от меня ускользает, потому что для меня это даже аргументом не катится. Есть вот еще предмет химия, значит ли это, что так же нормально будет ввести алхимию -- ну как, звучит похоже ведь! Потому что "русская литература" предолагает, что книги написаны по русски, а не людьми определенной национальности, насколько я помню, и это даже не учитывая того, что в школьную программу по русской литературе входили и переводные произведения.

Все это -- и русская литература, и русская история -- результат выбора государства, в котором живешь. Это не глубоко личный, в крайнем случае семейный выбор, как выбор религии и уровня верования. И тот и другой предмет в корне предполагают критичный подход к преподаваемым фактам -- русских писателей можно и надо "разбирать" -- рассуждать, где написано хорошо, где послабее, где кто-то у кого-то учился, где что нравится, а где -- нет. Где писатель был прав, а где -- по мнению читателя ошибался. Так же и с историей -- факты одно, обсуждение другое. Или кто-то утверждает, что на уроках православной культуры будут негативно обсуждаться те или иные действия русской православной церкви в таких-то годах?

Ну и очень удручает то, что даже если принять на веру, что предмет бесполезный и безвредный, людей совершенно не заботит, что вот принят закон, о котором никто никогда не голосовал, прямо перед началом учебного года; что никто и не скрывает РПЦ как главного лоббиста (хоть деньги на предмет идут государственные), что опять на государственном уровне детей приказывают учить ерунде.

livejournal, polemics

Previous post Next post
Up