The benefits of winning

May 16, 2014 10:27

Мои дети не получили призовых мест в этом году на математической олимпиаде Math Kangaroo. Это совсем неудивительно, но, в то же время, мне казалось, что именно в этом году у них обоих был хороший шанс получить хоть какое-нибудь призовое место в штате, особенно у Мурмилки. Но не вышло.

Я хотела было написать "конечно, это меня ничуть не расстраивает" -- потому что именна эта фраза здесь ожидается по жанру, но, прислушавшись к себе, я поняла, что если быть честной, то надо признать, что все же расстраивает. Еще раз повторю, чтоб меня полностью могли порицать другие родители: меня расстраивает, что мои дети не получили призовых мест на олимпиаде. Расстраивает по двум основным причинам: первая -- потому что мне кажется, что это было бы очень хорошо для них самих, и вторая -- потому что мне кажется, что виновата в этом поражении я, как родитель.

"Главное -- не побеждать, а участвовать" -- это хороший принцип, и я даже с ним полностью согласна. Только с одним добавлением: если же хоть когда-нибудь хоть в чем-нибудь хоть немного побеждать. А оказывается, если оглядеться, что у моих детей этого опыта хоть маленьких, но побед, пока что совсем нет. В том самом американском мире, где, по словам других родителей, все дети завалены ленточками, грамотами и пластиковыми медальками за всевозможные "призовые" места в каждом соревновании, у моих детей таких ленточек и грамот нет.

Да и соревнований, если подумать, нет. Их школа целенаправленно соревнований не устраивает, чтоб дети концентрировались на улучшении собственных способностей, а не на сравнении с другими. и это замечательно, и этим школа и хороша. Но и вне школы тоже так получилось, что нигде соревнований нет. Музыка? Коротенькое выступление раз в пол года. Ни на какие соревнования мои дети еще и близко не тянут и, скорее всего, тянуть уже никогда не будут. Гимнастика? У Мурмилки были показательные выступления, где ей дали таки медальку (и как она ею гордится!), но даже если она сейчас серьезно займется гимнастикой, до самого низкого соревновательного уровня она доберется не раньше, чем через год-два. Фехтование у Пухтышкина? Он уже второй год на одном и том же "intermediate" уровне, где они еще даже не определились с видом рапиры, и ни в каких соревнованиях не участвуют. Даже команда по роботам, созданная для участия в соревнованиях Lego First League, в которой Пухтышкин занимался, в самом соревновании так и не участвовала, потому что не дотягивала уровнем.

Вот и получается, что у них совсем нет ни опыта соревнований, кроме этих самых олимпиад, ни опыта побед. А победы им нужны, потому что победа -- это не только и не столько ощущение "я лучше других", сколько "я тренировался, старался, и вот у меня получилось!" Это и оценка и вдохновение на будущее, и просто помощь в самооценке. Да, в идеале вся самооценка и вся мотивация должны идти изнутри, но для того, чтоб научиться "изнутри" многим надо получить хоть немного и "снаружи". И не просто похвалы родителей, а именно чего-то хоть более-менее обьективного (даже если и не очень).

я помню себя в детстве, и мне тоже в чем-то не хватало побед. Хотя у меня они были хотя бы в шахматах. Я помню, как с одной стороны понимала, что это не совсем настоящии "я всех победил!" потому что либо это были соревнования на районно-городском уровне, где просто девочек было довольно мало, либо это были соревнования в пионерских лагерях, где "кто приехал на эту смену, против того и соревнуемся" -- и как бы "нечестно против них побеждать" -- но все равно, даже при всем этом моем понимании, мне лично эти победы были очень нужны. Хоть третье место, но постоять на призовом постаменте и получить грамоту; услышать, как тебя вызывают, и пройтись на виду у всех за своей пластиковой медалькой. Понять, что "да, хоть в чем-то, но я отличаюсь, я могу" -- и дальше заниматься еще усиленней.

может я плохо обьясняю; мне иногда сложнее всего обьяснить именно то, что я глубинно чувствую, особенно с детства. Как это, что я по натуре человек не соревновательный, но при этом считаю, что нужны победы? Но вот так оно у меня, и я подозреваю, что так оно у моих детей внутри устроено, даже если Пухтышкин твердит, что не хочет ходить на фехтовальные соревнования (но его, опять-таки, пока никто и не зовет). Да вот даже ради этого победить: чтоб тебя звали на будущие соревнования, а не просто так терпели рядом.

Плюс соревнования -- это огромный опыт. Порой за один день соревнований научишься большему, чем за месяцы тренировок; в чем бы то ни было -- в фехтовании, музыке, шахматам, математики. И обучение не обязательно "техническое", а и социальное -- как себя вести, как себя подготовить морально, да как выйти с улыбкой, когда тебя награждают.

Главное же -- просто гордиться и иметь мотивацию к будущим занятиям.

И вот этого всего у моих детей, получается, нет, и как-то в ближайшем будущем не намечается. А виной тому -- не дети, а мы с мужем, как родители. То есть я.

С одной стороны у наших детей нет никаких особых способностей. Они не из тех, кого тренера высматривают на детских площадках и просят прийти к ним на занятия. Они не из те, кто с первых же занятий поражает учителей. Но это, по сути, совершенно не важно. Как я за эти годы родительства и за годы работы, хорошо убедилась: главное не природный талант, а старание и приложенные усилия. Да по сути и природные таланты у моих детей есть. У Пухтышкина, например -- к музыке. В четыре года он сам подобрал "twinkle, twinkle little star" на пианино. Это не Моцарт, но это все же что-то, как и то, что он до сих пор любит подбирать мелодии. И мы даже водили и водим его на занятия, но при этом сами же саботируем его результаты тем, что не напоминаем про домашние задания, что никогда не садимся с ним позаниматься -- хоть на десять минут разобрать новое произведение, что не упоминаем в разговорах о том, как это важно, что водим на пол часа в неделю, а не по нескольку раз.

Или вот у Мурмилки есть вообще одна главная способность: добиваться и работать. Нам бы отдать ее в какое-то хорошее место, где ей нравится, и возить туда регулярно, и отыскивать там хороших тренеров. Но мы этого не сделали, вместо этого выбирая "что поудобней" и меняя спортзалы каждый год. Вот и получается, что ей хоть еще и почти семь лет всего, но она уже отстает, и куда б она не пошла на гимнастику, будет в хвосте по умениям.

Что надо было делать: выбрать какие-то занятия и "stick with them" -- водить, интересоваться, разговаривать с преподавателями, повышать интенсивность занятий. А мы водить-водили, но дома не занимались, перескакивали из клуба в клуб, из занятия на занятие, и в результате и получили, что имеем. Опять-таки, казалось бы, ну и ладно -- что в этом плохого? Дети маленькие, еще все успеется. Все-то успеется, но силы и деньги были потрачены зря, и у детей нет никакой особой мотивации. Они привыкли, что "а как сделаешь, так и будет, и никому и дела нет до того, как у меня это получается" -- и это самое опасное.

Так что да, жаль, что они не получили никаких призовых мест в этом году. Но ничего, будут еще олимпиады. А я даже рада, что почувствовала разочарование, потому что меня оно подтолкнуло поговорить об этом с детьми, обьяснить им самим, как важно соревноваться. И сейчас мы должны придумать, чем будут дети заниматься в будущем, да так, чтоб были хоть какие-то соревнования, и чтоб и мы интересовались их успехами, и они старались, а не просто ходили на занятия.

parenthood, articles, mira, goshik

Previous post Next post
Up