Why it's good to get your kids tested

Dec 11, 2013 11:04

Я обещала, что напишу запись о том, почему может быть полезно протестировать детей (на IQ и на предмет других проблем или, наоборот, способностей). У меня много мыслей по этому поводу, но что-то руки не доходят до полной записи. Я напишу какие-то соображения сейчас здесь, а дальше надеюсь продолжить беседой с комментаторами.

Я часто вижу, как какая-нибудь мама рассказывает про волнения про ребенка -- может ребенок стоит на голове чаще, чем другие, а может смотрит как-то странно или говорит не так хорошо, как другие -- и этой маме тут же сыпятся ответы вроде "да ты что -- он(а) у тебя совсем нормальный(ая) и даже лучше! Вот мой стоит не на голове, а на шее сидит. А у Пети ребенок до семи лет не разговаривал вообще, а твой вчера сказал "пока, мама"" и т.д. Это очень утешительно (и мне такое было утешительно, когда я похожее писала, так что я скорее благодарю за такие ответы, чем жалуюсь) -- но не обязательно полезно. То есть такие ответы с одной стороны полезны, а с другой они зачастую отговаривают родителей против того, чтоб протестировать ребенка на предмет того, про что волнения. И вот с этим я сейчас не согласна.

У нас такое было, когда у старшего ребенка мне взгляд казался каким-то странным иногда. Тогда тоже другие вроде не соглашались, но окулист тут же определил у него страбисмус и прописал очки и даже сказал, что лучше было бы приходить по раньше. Или другие какие-то особенности, которые в процессе тестирования (например, в процессе полного neuro-psychological evaluation) проявлялись лучше, чем в жизни.

Так что сейчас мне кажется, что успокаиваться хорошо, но и тестировать хорошо. Более того, неплохо даже протестировать иногда, если и волнений нет. А просто так.

Вот некоторые полезные пункты, которые, как мне кажется, можно извлечь из тестирования:

-- Узнать vocabulary -- правильные слова, которыми описывать тот или иной аспект поведения или характера ребенка. Как оказалось, это очень важно в взаимодействии со школьной системой. В какой-то мере -- это как пропускной билет в некоторые разговоры. Учителю гораздо легче понять вашего ребенка, если вы можете его описать используя те слова, которые учитель или специалисты узнают и поймут. Да и вам самим будет легче разложить по полочкам. Например, если такие-то задачи ребенок решает, а такие-то -- нет, то это не потому, что он ленивый или глупый, а потому что у него такая-то характерность.

-- Расписанное и разжеванное, оно становится учителям и директорам школ понятным и нестрашным, и они будут больше обращать внимание на вашего ребенка позитивно, что может только помочь. И наоборот, если расписано все прекрасно, то, послав такой репорт учителю, можно гораздо быстрее его убедить, что у вас ребенок действительно талантлив, а не просто "ну да, ну умненький, но средненький".

-- тестирование может дать спокойствия самим родителям, особенно в случае, если есть какие-то конфликты или недопонимания с учителями. Мне лично сейчас намного легче общаться с учителями, которые пишут мне жалобы на ребенка (а они пишут), потому что у меня на руках есть очень позитивный репорт IQ-теста (там не только общее IQ просчитано, а еще и по категориям расписано, плюс описаны наблюдения психолога за ребенком во время теста).

-- тестирование может дать идеи о том, над чем надо работать. Покажет слабые и сильные места ребенка, что очень полезно по части того, что подтягивать.

-- тестирование может самого ребенка подтолкнуть к изменениям. Иногда получить подтверждение "а я-то еще ничего!" очень полезно и вдохновляет. Кстати, тут различие с исслдованиями, которые показывают, что если ребенку говорить, что он умный, то он будет меньше рисковать академически (то есть меньше браться за более сложные задачи). В тех исследованиях идея в том, что ребенок будет бояться, что если он не решит новую задачу, то про него не будут больше думать, что он умный. А в случае с тестированием получается, что тут уже как будто обьективный такой результат, так что если даже рискнуть и не получится -- ну и ладно, все равно мама же знает, что я умный.

-- тестирование может и на родителей повлиять. Например, мы в марте протестировали дочку. Мы-то думали, что ну на нас уж точно не повлияет -- мы-то ее хорошо знали. Но каким-то образом получить подтверждение тому, что "мы и так хорошо знали" все же оказалось полезным. Мы стали давать ей еще более сложные задачи (не только математические :)) и увидели, что она таки еще больше тянется и справляется. За это время у нее произошел заметный скачек в развитии. Возможно, он произошел бы и так -- все-таки в этом возрасте дети быстро меняются и растут. Но, возможно, тестирование тоже в чем-то повлияло.

"Хорошо", -- может скажете мне вы, -- "это если ты получишь результат, что у тебя умные и талантливые дети. А если получить результат, что все средненькое или проблемное -- разве это не повредит?" И я отвечу честно: я не знаю, но все же мне кажется, что шансов для пользы больше. Во первых качество результатов -- оно все in the eye of the beholder. Иногда и "немного выше среднего" даст такой же толчек, как и гораздо более высокие результаты. Во вторых как-то слабо верится, что прямо все будет среднее. Будут аспекты, где у ребенка будут более сильные результаты, а будут -- где более слабые. В третьих я слышала истории про детей, у которых были не очень утешительные результаты, на которых это все равно хорошо повлияло, потому что подстегнуло родителей больше с ними заниматься -- и от этого произошли очень впечатлительные изменения за быстрое время.

Но моя запись про тестирование не может быть закончена без предупреждения: тестируйте, но не полагайтесь на эти тесты слишком сильно. да и вообще относитесь к ним с здоровой долеей скептицизма. Во первых даже у одного и того же ребенка результаты могут быть совершенно разные в зависимости от того, в каком он был настроении, насколько проснувшийся или уставший, насколько у него был раппорт с психологом/экзаменатором и т.д. Во вторых многие результаты базируются не столько на обьективном тестировании, а на ответах на родительские и учительские вопросы. А там уже получается "сделай диагноз сам" (это по моим личным впечатлениям). В третьих и "обьективное"-то тестирование не так и обьективно и зависит от того, насколько ваш ребенок подготовлен именно к этого типа задачам.

В общем мне кажется, что тестирование -- не только IQ тестирование, но и спец-тестирования -- может быть очень полезным для родителей и детей, так что не стоит других отговаривать от того, чтоб проверить их детей. Но и полагаться на него, как на единственную правду, тоже не стоит.

parenthood, school choice, ld, articles, polemics

Previous post Next post
Up