Why we chose a private school

Jan 10, 2010 13:54

Когда я рассказываю, что наш сын ходит в частную школу, зачастую собеседник сразу упоминает, что там наверное academics -- а подразумевается под этим обычно математика и чтение -- на высоте, не то что в обычных американских начальных школах, где "дети ничего не учат." Я не знаю, учат или нет в городских школах, но, -- разве что частная школа специально построена с напором на определенные предметы, а таких к слову довольно мало, -- обычно они отличаются далеко не тем, что там дети в первом классе проходят алгебру, или учат шестилеток читать на уровне пятого класса.

Даже наоборот: много очень популярных (и очень дорогих) школ в окрестностях Бостона довольно пространно относится к раннему обучению. Где-то упор идет на свободное развитие и изучение природы (Waldorf School), где-то чтению специально не учат до первого-второго класса (Shady Hill School), где-то математика только через какие-то тактильные ощущения и само-эксплорацию, и т.д. В каждой школе свой подход.

Но если от частной школы нельзя ожидать, что ее ученики будут обязательно опережать своих сверстников по академическим предметам, то почему же родители вообще согласны платить такие огромные деньги (tuition в среднем стоит двадцать пять тысяч долларов в год, а в классах постарше и заметно больше). Понты? Им деньги некуда девать? Потому что они сами из потомственных выпускников частных школ и не знают, как дела обстоят в государственных школах? Или что же?

Если вы думаете, что у меня есть ответ на эти вопросы, вы ошибаетесь. В том-то и дело, что школы все разные, и родители и их мотивация тоже. Поэтому я могу рассуждать о том, почему мы отдали в частную школу своего ребенка. И почему выбрали именно ту, что выбрали.

В прошлом году мы перелопатили кучу сайтов школ, посетили пять или шесть частных, плюс три или четыре городские. И увидели что школы таки отличаются. Отличаются не столько даже подходом к обучению (конечно, этим тоже), сколько чем-то неопределенным что я могу описать только как "атмосфера." В какой-то мере это был как выбор нового дома или новой работы: с одной стороны снаружи не узнать всей специфики, с другой стороны что-то про атмосферу все-таки понятно. Смотришь на учителей, на учеников, на родителей учеников, на здания, на оборудование, на наличие тех или иных классов. Смотришь и примеряешь, подойдет ли это твоему ребенку.

В нашей школе меня изначально впечатлило то, как все хорошо продумано: от устройства классов до здания. Мне понравились учителя. Но больше всего меня поразили восьмиклассники, выступавшие на дне открытых дверей. Я посмотрела на них и поняла, что мне хочется, чтоб мои дети в их возрасте были именно такими. Они были не прилизанные отличники, совсем нет -- и было видно, что выступать пришли все, кто захотели, а не те, кого отобрали для этого учителя. Они были.. они производили впечатление хороших людей. Ответственных, думающих, отвечающих за свои слова и поступки, осознающих свое положение, умеющих поставить цели и стремиться к ним, но в то же время не любой ценой и с учетом людей вокруг из них. Звучит как высокопарные слова, но такой образ складывался из их ответов на вопросы из зала.

Например, был задан вопрос о том, не мешают ли им интернет-facebook-chat-и-прочая заниматься, не отвлекают ли. Первая ответившая девочка сказала, что признаться, да, отвлекают. Например в этом году ей подарили на день рождения лаптоп, и она первое время от него не могла отойти. Но через неделю поняла, что у нее не остается времени на домашние задания. Она попробовала меньше проводить времени на компьютере, но оказалось, что у нее не получается. Тогда она договорилась с родителями, что они забирают у нее лаптоп каждый день со стольки-то до стольки-то, и в это время она занимается, а потом уже получает доступ к сети.

Мне в этом ответе понравилось то, что во первых она смогла заметить и оценить проблему, во вторых, что поняв, что сама не справляется, нашла выход из положения, а в третьих что она не стеснялась сказать это при своих одноклассниках.

На этот вопрос ответили и другие -- все сошлись на том, что в общем-то да, интернет отнимает много времени. У кого-то так же регламент с родителями, кто-то считает, что время потраченное на интернет, возмещается тем, что что-то на компьютере делается быстрее, кто-то сам себе ставит четкие рамки и за них не выходит.

Отвечали они, стоя перед залом полным взрослых людей, не нарочито книжно, но складно и убедительно. С ними было потом очень приятно пообщаться после общего собрания. Это был далеко не единственный фактор повлиявший на наш выбор, но и преуменьшать его не буду.

Нам повезло, сына приняли в эту школу. И это не праздные слова, потому что даже с такой ценой, спрос очень сильно привышает предложение, так что конкурс сильный. Он проучился там уже пол года. что же он получил за это время? Во первых и в самых главных, он обожает школу. Ему нравится идея обучения. А во вторых я замечаю в нем именно те изменения, которые мне хотелось бы видеть: он становится более вдумчивым по части своих поступков и их влияния на других (и того, как получить то, что хочет), он более уверен в себе, он становится .. ну не знаю, как это обьяснить, кроме как американским выражением emotionally more mature. Чтение? Да, они учат буквы и читают слова, но пока -- в pre-K -- упор не на это, это будет сильным напором в kindergarten и дальше. Математика и науки? Они считают по ходу дела, играют в какие-то логические головоломки, узнают о том, как устроен мир. У него замечательные учителя, которые понимают его и работают над тем, что нужно лично ему.

Могло ли такое быть в городской школе? Конечно! Мог ли он так же любить школу там и иметь таких же хороших друзей? Конечно! Мы не питаем иллюзий по поводу того, что наши двадцать тысяч покупают нам что-то небывалое. Наоборот. Скорее если они что-то и "покупают" это вероятность того, что учителя у него будут хорошие, а не как повезет, и что родители его одноклассников будут так же заинтересованы в обучении и иметь какие-то такие же values как и мы. И для нас лично, и именно для этого ребенка, это многого стоит.

И в добавку хочу сказать, что отсутствие гонки по поводу академики не значит, что с этим в школе проблемы или это считается неважным. Но это и далеко не главная причина выбрать частную школу.

Update Забыла, что хотела еще написать про отошение к деньгам/состоятельности. Одной из причин для волнений для меня было то, что наша семья в такой школе будет по доходам явно сильно меньше среднего. Не будут ли избалованные детки хвастаться какими-то супер-дорогими подарками, и не будет ли наш ребенок чувствовать себя неуютно зная, что у него такого нет или что родители не могут позволить себе чего-то, что позволяют другие (вроде отдыха на собственной яхте и т.д.).

В этом, опять-таки, приятно было пообщаться с восьмиклассиками -- они с одной стороны были очень даже unassuming и было не похоже, чтоб их сильно волновали стоимости чего-то там (возможно потому что когда у всех родители могут себе это позволить, то разве это причина для гордости?), а с другой стороны они таки отдавали себе отчет, что эта школа -- она необычная, что да, они живут в маленьком привилигированном мирке, и они старались и мирок свой ценить и понимать, что там за окном -- большой и немного или много иной мир.

Я поговорила немного и с другими родителями на эти темы. Во первых я узнала, что не одна задумывалась о таких проблемах, во вторых что все-таки по словам родителей, у которых уже дети в старших классах, таки проблем с bullying или дедовщиой или табелю о рангах в соответствии с достатком семьи, нет. Возможно это достигается тем, что школа довольно маленькая, все друг друга знают по именам и много лет (в паралели всего один класс, так что многие дети, как в советских школах, учатся с pre-k до восьмого класса в одном классе -- а это десять лет), во вторых соотношение между количеством учителей и учеников высоко, то есть хватает взрослого и обдуманного надзора: например, старшеклассникам с одной стороны дается довольно много свободы -- они могут выходить с уроков, выбирать как проводить свое время, брать лаптопы на прокат и т.д. -- с другой стороны их часть школы, то пространство, где им можно делать что угодно, полностью просматривается с нескольких классных кабинетов. Возможно дело в самих учителях и в том, что одной из главых ценностей, на которые упирает школа -- это именно уважение друг к другу. Возможно дело и в отборе учеников, вернее, в отборе родителей учеников.

Нельзя сказать, что трений совсем нет -- это не интернат ангелочков -- даже в pre-k уже ходили какие-то дразнилки и есть у сына друзья, есть просто те, с кем он общается, и есть те, с кем у него проблемы -- но мне нравится, как учителя подмечают и реагируют на все это.

Кстати по поводу дразнилки, она была вот такая:

Подходит один ребеок к другому и говорит:
What's your name? -- William
What color is the sky? -- Blue
What's the opposite of down? -- Up
Ha-ha-ha, you said 'William blew up!'

2nd update Хотела сказать, что я прекрасно понимаю, что во многом это у меня сейчас восторг новичка. Возможно со временем появятся и претензии к школе, и какие-то проблемы, которые я сейчас не могу предсказать, или наоборот даже те, про которые думаю, что не встанут -- вроде той же неуютности из-за материальных вопросов. Более того, я даже вижу, как например нашей дочке может быть совсем и неплохо в городской школе -- то есть ей не будет хуже в частной, это точно, если ее туда возьмут, но может быть и нормально в городской, там где сыну может было бы все-таки хуже.

obsevations, bds, parenthood, schools, goshkin

Previous post Next post
Up