В рассуждениях Чичваркина красной нитью следует прекрасная идея, что качество обслуживания в конечном счете зависит не от обученности продавца, а от требовательности потребителя. Она выражается, как мы знаем, не только в открытом протесте, требовании обслужить, предоставить качественную услугу, но и в отказе, прекращении приобретать услугу, в том числе и услугу качественной продажи товара, если она не нравится.
Ваши жизненные наблюдения наверняка подтверждают, что наш потребитель скорее смолчит, чем будет ругаться и требовать к себе уважения. Также мы знаем, и маркетологи это подтверждают: он снова и снова вернется туда, где ему не понравилось.
Во многом это объясняет сумасшедшую, не ведомую в мире популярность в России сетевых гипермаркетов. Все понятно: общение с продавцом и возможность неприятных ощущений, связанная с этим, сведены к минимуму. Русский потребитель что требует, то и получает.
Теперь давайте эту стратегию поведения перенесем на государственные структуры. Теперь понятно, что стратегии поведения здесь у людей такие же, но государство ещё лучше защищено от своих «потребителей», т.к. обладает во многом гораздо большими ресурсами.
Можно ли что то изменить? Конечно.
Кто может это сделать? Время - наш бог, меняющий всё: Его Сиятельство Исторический процесс, в который надо как можно меньше вмешивать насилия. Тогда через несколько поколений появится он, смелый, требующий к себе уважения потребитель. За ним потянутся остальные.