Автосервис по-фински, важные отличия

Jul 22, 2011 14:08

(Печатаю статью, которую подготовил для номера, освещающего поездку на автомобиле в Финляндию)




Перед началом поездки в Суоми важно проверить автомобиль по тем параметрам, которые могут ограничить возможность въезда в страну. Во первых, это наличие сезонных покрышек, во-вторых, отсутствие дополнительной (к заводской) тонировки передних стекол, трещин и повреждений ветрового стекла, в третьих, наличия страховой, т.н. «зеленой» карты, в четвертых, детских кресел, с случае, если с вами едут дети. С нарушением по любому из пунктов в страну автомобиль могут не пустить, и на этапе подготовки к поездке необходимо позаботиться об этом. По поводу сезонных шин хочется сказать отдельно. В стране допускается езда на всесезонных шинах круглый год, но после первого декабря запрещена эксплуатация автомобилей на летних шинах, а после 01 июня - на зимних.
Кроме того, важно помнить, что фары и габаритные огни в Финляндии должны быть включены при езде в любое время суток и на любой дороге. Эксплуатация с неполным комплектом головного света строжайше запрещена. А вот включение противотуманных фар, как передних так и задних, допускается только по назначению, то есть когда действительно есть туман.
Кстати, в памятке к "Зеленой карте", содержится немало полезных сведений о правилах её применения и поведения в критической ситуации. Например, она обращает внимание водителей, что при аварийной остановке первым делом надо выставить знак аварийной остановки, а не просто включить "аварийку". Включение же аварийной сигнализации допускается только если ситуация действительно аварийная, во всех остальных случаях, например при остановке в плохо освещенном месте требуется включать парковочные огни.
А вот чего в памятке нет, так это сведений о традициях финских автомобилистов. Финские водители, например, не благодарят друг друга кратким включением "аварийки". Для них это отчетливый сигнал опасности или просьбы о помощи. Однако, способ благодарить друг друга у них предусмотрен: можно моргнуть поворотником в одну или две стороны.
И всё же, возвращаемся к вопросу о поломке на финской дороге. В Финляндии, где сам воздух, сама атмосфера задаёт тон спокойного благополучия, трудно представить себе саму возможность попасть в беду, однако, приключения случаются. И, если на родине мы легко сориентируемся и найдём помощь, здесь нас ждут языковой барьер, местные законы и другие сюрпризы. Но "предупрежденный защищен", а потому скорее внесем ясность, что же надо знать автопутешественнику, движущемуся по Евросоюзу.
Привычный нам круглосуточный сервис пропадает сразу после пересечения границы. Автомастерские в Финляндии работают с восьми утра до четырех-пяти часов вечера, в субботу часов до трёх, а найти работающий сервис в воскресенье задача и вовсе для самых настойчивых. Но ведь сервис нам пока и не нужен, самое страшное, что может случиться с подготовленным и исправным автомобилем, это прокол колеса. Нас ли учить ставить запаску? Мы справимся и без сервиса. Другое дело, если заглохнет мотору или, того хуже, случится оказаться участником ДТП. В первые минуты такая ситуация вызывает растерянность и у себя дома, а здесь что делать? С чего начать? Куда звонить? Что говорить и на кого рассчитывать?
На помощь придет всё та же памятка к "зеленой карте". Она подскажет, что после того, как вы обеспечили безопасность для себя и других участников движения, вам предлагается набрать универсальный номер службы помощи - 112. Но набрать то вы наберете, а что сказать?
Разумеется, надо сообщить что у вас случилась беда и указать ваше положение. Понадобится знание английского или финского языков, на русском в службе помощи могут и не говорить. А сообщить будет достаточно ваши координаты в минутах и секундах, так сказать, широту и долготу. Взять их можно из своего телефона, если он оснащен GPS или автомобильного GPS-навигатора. О возможностях телефона и как ими воспользоваться лучше позаботиться заранее, в стрессовой ситуации будет точно не с руки.
Итак, что сказать?
Если вас занесло в кювет на 62 градусе 4 минуте и 42 секунде северной широты и 31градусе 34 минуте и 16 секунде восточной долготы то фраза на английском может звучать примерно так:
«Do you speak English?»
(При получении положительного ответа продолжить)
«My car broke! I need help! I am at 62 degrees plus 4 minutes plus 42 seconds of north latitude and 31 degrees plus 34 minutes plus16 seconds east Longitude»
По наблюдениям участников и свидетелей ДТП в Финляндии, в любую точку дороги службы экстренной помощи прибывают через 10 - 20 минут после получения вызова. Так что можете считать, что вы спасены. Но спасение ограничится оказанием помощи вам.
Автомобиль останется на месте, если вы не закажете его транспортировку. Куда транспортировать, решать вам, но эвакуация будет платной. Примерно 200 Евро за 30 км перевозки.
Стоимость услуг финского сервиса стоит дорого. Цена работы определяется трудозатратами механика, выраженными в нормо-часах. Стоимость одного нормо-часа в Финляндии обычно около 40 Евро ( примерно1600 руб). Для сравнения в России нормо-час колеблется от 500 до 1100 рублей, у дилеров незначительно дороже. А вот цена на запчасти может удивить приятно, здесь они часто оказываются дешевле.
Но крупный или долгий ремонт мы предпочтем делать ближе к дому, и если автомобиль не может дальше передвигаться сам, то потребуется эвакуация. Финские эвакуаторы довольно дороги, как мы убедились. Отечественные компании, кстати, тоже за каждый километр по Финляндии хотят вдвое больше против российской дороги. Что же остается? Вот пример из жизни: перевозку легкового джипа Porsche Cayen на 1000 км по Финляндии и далее 300 км по России до Питера разные компании оценивали от 90 до 130 тысяч рублей. Остроумный выход из ситуации нашли мои знакомые, которым пришлось делать этот непростой выбор. Они арендовали прицеп для перевозки автомобилей в России, стоимостью 1700 руб в день и за два дня привезли аварийную машину домой. Однако, следует помнить, что этот способ обязывает иметь права категории Е, т.к. расчетная максимальная масса всего автопоезда (везущий автомобиль + прицеп + перевозимый автомобиль) не должна превышать трех с половиной тонн, что практически нереально.
В завершение статьи хочется обратить ваше внимание, что при оформлении документов с финскими службами нельзя подписывать документы, смысл которых для вас не очевиден или не ясен. Требуйте перевода или разъяснения, пока не убедитесь, что не подписываете согласие, которого на самом деле не давали.
Счастливого пути по дорогам Финляндии.

жизнь, автомобили, знания, издательство, языки

Previous post Next post
Up