Летняя школа. День 3. День 4. Музыкальный урок.

May 30, 2015 13:12

3 день.  Музыкальное занятие.
Сегодня я открою вам тайну музыки. С помощью этой тайны вы сможете записывать музыку так же, как записываете слова. Я познакомлю вас вот с этой большой машиной. (достаю большой кран), вот с этими двумя машинами поmеньше и вот этими четырьмя машинками ещё меньше.(Дальше я веду диалог от лица машинок). Большая машинка:
- О, привет, мои помощники! Мне надо уехать помогать поднимать тяжести, потрудитесь здесь пока что вместо меня! - Приезжают две машины поменьше. Две машины разговаривают между собой:
- А давай позовём вместо себя наших помощников - четыре машинки?
Четыре машинки:
- Мы здесь! Ой, нас только три. А где же ещё одна?
- Одна машинка в домике у Васи. - Достаём потерянную машинку, которую дети уже успели поделить между собой.
Ставим все машинки по рядам. Мы видим, что большой машинке соответствует две машинки поменьше и 4 машинки - этим двум. Я хлопаю в ладоши над четырьмя машинками, по одному хлопку над каждой. Задаю вопрос:
- Сколько хлопков над каждой машинкой? По одному хлопку! Значит, на машинку побольше приходится по два хлопка. Посмотрите! - я в том же ритме хлопаю по два хлопка над каждой машинкой побольше .
- Так, а сколько хлопков получается над самой большой машиной? Над краном? Давайте отдадим ему все хлопки! - я в том же ритме хлопаю 4 раза над большой машинкой. Детям это не очень нравится, они вертятся и пытаются сбежать с урока. Они понимают, что с машинками так не играют, как это делаю я. Однако, я не знаю, как ещё более наглядно изобразить эту идею. Поэтому принуждаю их слушать меня.  Потом я беру листы писчей бумаги А4 для принтеров. (У нас хранится целая пачка для творческих личностей.) Матрона нарисовала машинки!


- Посмотрите, вот я делаю длинный гудок, который длится 4 хлопка, этот гудок пишется так, - и я рисую целую ноту - овал незаштрихованный, без ножки, тяну длинную ноту и хлопаю 4 раза.  Потом я так же изображаю, хлопаю и тяну две четвертные ноты - два заштрихованных овала на ножках, похожих на вишенки. И, наконец, я изображаю последние 4 ноты на этот урок - четыре четвертушки - четыре заштрихованных овала на ножках с хвостиками по одному хлопку на каждую нотку. Нотки сидят на линеечке. Это первый шаг к нотному стану.


- С помощью этих знаний мы сможем обозначать длинные и короткие ноты. Вот, к примеру, ваша любимая песенка из заставки к мультфильму «Щенячий патруль».
Я пою:
- День и ночь /Вам помочь
Спешит патруль щенячий!
Давайте разберём эту мелодию по длительности. Слушайте, сколько раз я хлопну в ладоши.
Я пою и хлопаю ритмично в ладоши. Ритм с одинаковыми расстояниями между хлопками. Матрона считает:
- Восемь раз!
- Правильно. Давайте запишем восемь одинаковых овальчиков. Теперь давайте рассмотрим, по сколько ноток приходится на каждый овальчик. День И Ночь… Я медленно проговариваю, растягивая слова и ритмичные хлопки. Выясняется, что ритм такой: две восьмушки, четверть, две восьмушки, четверть и дальше шесть восьмушек по две на каждый хлопок-четвертушку и последняя нотка - четвертушка.


Мы развешиваем на стене все наши рисунки для памяти.Дети достаточно устали от потока информации. Васе пока нет и 5 лет, ему трудновато воспринимать  нотную грамоту. Однако, не раз подмечала, что у него чувство логики и математической логики развито не меньше, чем у Матроны, которой уже 6 лет, однако он в принципе себе на уме -  не всегда говорит то, что думает. Поэтому я оставляю это без отягощающего внимания и контроля знаний в надежде, что когда-нибудь эти занятия дадут свои всходы.

В следущий урок я расскажу детям о том, как ноты переступают со ступеньки на ступеньку.


Каждая ступенька - это полтона. Мы попробуем пропеть 5 гласных, 5 подружек "И-Э-А-О-У" (для закрепления и усвоения понятия "гласный звук") на одной ноте. Потом эти подружки будут подниматься на 5 ступенек вверх и на 5 ступенек вниз. Мы попробуем спеть это с Матроной. Вася счёл это занятие слишком женским и убежал с урока. Потом подружки познакомились с согласной "М", получились "Ми-Мэ-Ма-Мо-Му", мы спели и этих подружек по полтона. В этом состоял весь урок. Мы не дошли ещё до нотного стана, до понятий мажор и минор, где всё зависит от чередования тонов и полутонов. Пока только разучили гамму. Когда дочь берётся "играть" на синтезаторе, я учу её только тому, что необходимо рукой "держать яблоко", иначе, если яблоко уронем, то и нотки упадут так же. Доходит с трудом, но это не страшно, поскольку ручки у детей ещё маленькие, им держать правильно руку трудно.

село, дети, занятия

Previous post Next post
Up